Оформить заявление для имущественного вычета

imushhestvo 4 1 Вопрос-ответ про бизнес


С 2001 года в российской экономике появилось понятие имущественного вычета. Он дал право гражданам, уплачивающим налоги, возвращать часть денег. Чтобы получить компенсацию, ранее требовалось обратиться в налоговую инспекцию и оформить заявление на имущественный вычет. Теперь необходимости в этом нет.

Льгота, предоставляемая налогоплательщикам, приобретающим недвижимость, за что и в каком размере выплачивается

Право на вычет

В августе 2000 года был принят федеральный законопроект, согласно которому с 1 января 2001 года граждане получили право на уменьшение налоговой базы. Оно предоставляется тем, кто:

  • регулярно делает отчисления с доходов в размере 13%;
  • приобретает в собственность недвижимость.

При одновременном соблюдении этих условий государство гарантирует определённую преференцию. Она выражается в уменьшении налогооблагаемой базы на определённую сумму либо в освобождении от уплаты налога. Вычет распространяется на такое имущество, как:

  • дом, комната, квартира или доля в ней;
  • участок, предназначенный для индивидуального строительства;
  • земля, на которой уже возведён дом.

Если для покупки налогоплательщик оформлял ипотечный кредит, он может вернуть часть процентов, начисленных по нему. Это имеет смысл делать в тех случаях, когда размер переплаты превышает сумму основного долга.

Свидетельство о праве собственности

Какие документы придётся оформить, обращаясь за имущественным вычетом

По закону налоговая льгота предоставляется только гражданам России, сумевшим подтвердить, что средства, часть которых планируется вернуть, были потрачены именно на покупку недвижимого имущества. В качестве подтверждения рекомендуется использовать свидетельство о праве собственности.

Этот документ выдаётся в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (иными словами, в Росреестре). Чтобы его получить, необходимо написать соответствующее заявление. Его образец и пример заполнения можно получить в Росреестре по месту обращения. Дополнительно требуется предоставить:

Процедура С нецелевого потребкредита

Какие документы придётся оформить для  приобретения недвижимости

  • удостоверение личности;
  • правоустанавливающую документацию, выданную на имя бывшего собственника имущества;
  • бумагу, послужившую основанием для смены владельца (договор купли/продажи, дарственную, завещание);
  • выписку из домовой книги;
  • разрешение на отчуждение объекта недвижимости (от супруга, органов опеки и попечительства и пр.).

Пакет документов нужно передать в территориальный офис Росреестра, располагающийся по месту жительства будущего собственника, либо в ближайший многофункциональный центр. Это может сделать как сам гражданин, так и его представитель. В этом случае законность его действий должна подтверждаться официальной доверенностью.

Ветераны войны, люди с ограниченными возможностями здоровья и другие льготники, не имеющие возможности самостоятельно посетить Росреестр, могут воспользоваться бесплатной услугой выездного обслуживания. Специалист лично приедет на дом и оформит все необходимые документы.

Обязательным условием получения свидетельства является оплата государственной пошлины. Её размер зависит от вида недвижимого объекта:

  • квартира, дом, комната — 2000 рублей;
  • участок для ИЖС — 350 рублей;
  • доля от сельскохозяйственного участка — 100 рублей;
  • часть от общего имущества в многоквартирном доме — 200 рублей.

На основании предоставленной документации в базу Росреестра будут внесены соответствующие изменения. Закон отводит для этой процедуры не более 10 дней. По их завершении собственнику необходимо забрать готовое свидетельство о праве собственности (лично или через представителя по доверенности).

Правила оформления

После того как правоустанавливающая документация будет готова, гражданину необходимо обратиться в отдел ФНС и сообщить о желании получить вычет на имущество. Ранее это делалось с помощью заявления, в котором указывались следующие сведения:

  1. ФИО и данные о налоге, подлежащем возврату.
  2. Банковские реквизиты для перевода денег.
  3. Адрес прописки или регистрации и данные паспорта.

Бумагу разрешалось предоставлять в рукописном или печатном виде. В 2018 году в подаче такого заявления необходимости нет. Достаточно заполнить декларацию о доходах и подать её до апреля следующего года. Дополнительно потребуется предъявить:

  • свидетельство собственности на недвижимость (либо справку из ЕГРН);
  • договор купли/продажи (в случае с новым жильём он может быть заменён на акт приёма/передачи);
  • документ, подтверждающий доходы в форме 2-НДФЛ;
  • заявление о распределении налогового вычета между супругами, если они приобрели недвижимость в браке.

Обращаясь за имущественным вычетом,  какие документы придётся оформить

Закон разрешает налогоплательщикам оформлять вычет не за один год, а сразу за три предшествующих периода. В этом случае нужно предоставить три декларации и три справки о доходах (отдельно за каждый год).

Несмотря на то что в основной пакет документов входит договор купли/продажи, его недостаточно для обоснования факта покупки. В качестве дополнительного подтверждения необходима отдельная бумага, в которой обозначена сумма сделки. Именно на основании этой суммы будет рассчитываться НДФЛ, подлежащий возврату.

Поскольку часто покупка недвижимости оплачивается безналичным способом, можно предоставить в налоговую службу выписку с банковского счёта, платёжную квитанцию, чек и др. Если сделка оплачивается наличными, её участникам необходимо составить расписку о передаче денег. В ней должны быть указаны сведения о продавце и покупателе (ФИО, паспортные данные), сумма сделки, дата её совершения.

Документы, переданные налогоплательщиком с целью получения льготы, рассматриваются в ФНС в течение трёх месяцев. За то время специалисты не только проверяют достоверность указанной информации, но и оценивают, не являются ли продавец и покупатель взаимозависимыми лицами. К ним относятся дети, родители, братья, сёстры, граждане, имеющие общих детей. Если сделка совершалась между такими людьми, в праве на вычет им будет отказано.

Сумма компенсации

 Как обратиться  за имущественным вычетом

Если никаких нарушений при проверке найдено не будет, налогоплательщику рассчитают компенсацию. Её размер определяется стоимостью объекта недвижимости и лимитом, указанном в законе. Согласно первой редакции в период с января 2001 года по декабрь 2002 года лимит на расходы при покупке жилья составлял 600 тысяч рублей (т.е. возвращалось не более 78000 рублей). С 1 января 2003 года по 31 декабря 2007 года максимум равнялся 1 миллиону рублей. С начала 2008 года и по настоящее время лимит составляет 2 миллиона рублей.

Налогоплательщик может обратиться за компенсацией в любое время после приобретения жилья. Но расчёт будет производиться не на основе даты обращения, а на основе даты проведения сделки. Т. е. если гражданин приобрёл квартиру в 2002 году за 1500000 рублей, а обратился за компенсацией в 2018 году, то в качестве максимума будет взята сумма 600 тысяч, а не 2 миллиона. Вычет составит 78 тысяч рублей.

Помимо увеличения лимита были внесены и другие корректировки. Одна из них — возможность многоразового обращения за льготой. Раньше вычет был одноразовым, поскольку привязывался к объекту недвижимости.

Допустим, гражданин в 2006 году приобрёл жильё за 700000 тысяч и вернул 700000 * 13% = 91000. Но по закону он мог получить 1000000 * 13% = 130000. Поскольку право на льготу считалось одноразовым, неиспользованный остаток в 39000 сгорал.

Теперь разрешается обращаться за вычетом несколько раз, пока не будет израсходован лимит на покупку. К примеру, налогоплательщик купил дом за 800000 рублей и получил обратно 104000 рублей. Если в будущем он приобретёт другую недвижимость, он имеет право вновь оформить на неё вычет и компенсировать до 156000 (при условии, что стоимость покупки не превысит 1200000 рублей).

В каком размере выплачивается льгота приобретающим недвижимость

Закон не предусматривает возможность единовременной компенсации общей суммы вычета. Она перечисляется в виде отдельных выплат, величина которых зависит от годового дохода налогоплательщика. Допустим, гражданину должны вернуть всего 260000. Если его налогооблагаемый доход в течение года составит 600000, значит, в качестве первой выплаты ему перечислят 60000 * 13% = 78000. Остаток будет переноситься на следующие года до момента полного погашения начисленного вычета.



Оцените статью