Информационный резерв сведений был создан в 1998 году для проведения контроля со стороны государства над сделками с недвижимым имуществом.
С его помощью есть возможность получать данные в виде выписки из ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимость) об операциях с собственностью, арестах, ограничениях, которые налагаются на объект.
Суть справки из ЕГРП
В выписке представляются сведения о недвижимости, содержатся обоснования прав собственника на техническое или жилое строение, земельный надел. В документе есть справочная характеристика имущества и указываются привилегии владельца. Росреестр является государственным органом, который был сформирован для ведения ЕГРП и выдачи информации закрытого и открытого характера.
В выписке представляется информация:
- данные о собственнике;
- подробное описание имущества;
- сведения о правах обладателя с указанием паев, если владельцев несколько;
- подтверждение законности права собственности;
- данные об иных гражданских лицах или юридических организациях, которые претендуют на обладание имуществом.
Закрытые сведения
Служба выдает извлечения из информационного резерва, которые относятся к категории скрытых материалов. Такие данные получает ограниченное число граждан после представления соответствующих документов.
Закрытые информационные сведения:
- перечень бумаг, в результате которых установились права собственности (договор дарения, отчуждения, свидетельство о наследстве и др.);
- расширенные данные о переходе прав владельца за прошлые периоды;
- выписка о дееспособности обладателей имущества;
- банковские документы и реквизиты;
- материалы, которые касаются нотариальной и адвокатской тайны.
Для удобства граждан им предоставляется информация, которая нужна в требуемый период. Заинтересованный человек должен знать, что сведения формируются по степени информативности.
Основными эпизодами, когда требуется выписка, являются случаи изменения прав владения или формы имущества.
Разновидности выписок:
- извлечение с отображением формы недвижимости и статуса, который присваивается объекту;
- обоснование правоустанавливающих документов, по которому собственник оформил право обладания;
- бумага со сведениями о других участниках владения, информация о прошлых хозяевах объекта или земли.
Случаи востребования
Выписка берется при сделке по отчуждению недвижимости для уверенности, что ни один из прошлых держателей объекта не будет обращаться в судебные органы с претензиями. Выписку из реестра получает любое заинтересованное лицо при личном обращении в МФЦ или после запроса с помощью электронного портала Росреестра.
Извлечение выдается в случаях:
- покупки и продажи имущества;
- дарения целого объекта или его части;
- судебного разбирательства для обоснования полномочий на распоряжение;
- оформления льгот для граждан определенного статуса;
- получения выдержки из домовой книги;
- выдачи кредита для подтверждения платежеспособности;
- прописки.
Справки выдаются физическим лицам, предприятиям или организациям, которые желают получить сведения или владеют имуществом. На получение документов из ЕГРП имеют право судебные представители и служащие правоохранительных формирований.
Порядок оформления
Некоторые граждане приносят документы лично и сдают их в отделения Росреестра или в многофункциональные региональные центры по обслуживанию населения. При этом выписку можно забрать собственноручно или заказать почтовое отправление на указанный адрес. В последние годы становится популярным электронный вид получения выписки.
Заинтересованное лицо звонит в отделение МФЦ для записи на визит по номеру горячей линии. Предварительная запись по телефону отсутствует в некоторых населенных пунктах, поэтому гражданин приходит в службу и получает талон на посещение. Служащие помогают составить список нужных бумаг для оформления выписки.
Во время приезда выполняются следующие действия:
- специалисту представляются все требуемые документы, заполняется заявление на стандартном бланке;
- сотрудник выдает расписку о принятии бумаг и сообщает время выдачи;
- гражданин оплачивает государственную пошлину в отделении МФЦ или любом банке;
- в указанное время приезжает для получения выписки.
Пакет документов
Бумаги и справки, которые требуются для получения извлечения из ЕГРП, готовятся заранее, чтобы не затягивать конечный результат. В МФЦ есть услуга копирования документов прямо на месте без проволочек.
Список стандартных документов включает:
- паспорт лица, которое обращается за выпиской;
- доверенность на ведение дела, если за справкой обращается сторонний человек;
- квитанция об оплате пошлины — ее можно донести позже.
Помимо этого, в службе могут потребоваться другие бумаги, перечень которых уточняется дополнительно.
Электронный запрос
В этом варианте выписка получается не в отделении МФЦ, а на официальном сайте Росреестра. Для регистрации человек заходит туда и выполняет пошаговые действия. Цифровая подпись, которая требуется для совершения действий, выдается сертифицированной удостоверяющей службой. Получение электронной выписки таким способом занимает 5 рабочих дней.
Чтобы оформить электронное получение выписки производятся следующие действия:
- пользователь заходит на сайт Росреестра;
- в специальном окне определяется вид выписки, указывается степень информативности и выбирается носитель сведений в форме бумажного или электронного документа;
- оставляется адрес электронной почты для обратной связи или пишется адрес, куда доставляется отправление;
- указывается правдивая информация о заявителе, в окне о разрешении на обработку персональных данных ставится галочка о согласии;
- сведения загружаются в виде копий документов, затем используется подпись в электронном виде;
- после внесения данных появится окно с предложением проверить верность заполнения.
Если пользователь заказывает извлечение из ЕГРП в виде электронной ссылки, к нему приходит документ, в котором стоит цифровая подпись (ЭЦП). На бланке не содержатся стандартные подписи и печати, к которым привыкло большинство граждан. Но в рамках действующего закона, бумага, снабженная электронной подписью, считается правомочной.
Разрешается оформлять выписку о праве конкретного лица на владение определенными объектами недвижимости или об имуществе, которое было в его собственности раньше. Для этого выбирается требуемый регион России, по которому запрашивается информация, указывается период. Следует помнить, что при заказе таких сведений с помощью интернета нужно иметь собственную цифровую электронную подпись, т. к. информация относится к категории конфиденциальных материалов, и выдается только определенному кругу граждан. Без подписи предоставляются только данные об одном объекте в рамках общедоступных сведений.
Стоимость через сайт
Цена за использование сайта определяется в пределах ниже, чем соответствующие услуги в отделении МФЦ. Стоимость зависит также от размеров строения и площади участка.
На цену влияет также пакет информативных сведений, которые запрашиваются пользователем (в скобках указывается стоимость услуги для предприятий или организаций):
- Выписка об установленных правах владельца на недвижимый объект, в которой приводятся общедоступные материалы с указанием перехода права собственности из одних рук в другие стоит 150 р. (300 р.).
- Справка о лицах или предприятиях, которым выдавались материалы по искомому объекту — 150 р. (300 р.).
- Сведения о содержании правоустанавливающего документа, который подтверждает обладание имуществом определенным хозяином — 200 р. (400р.).
- Выдержка о правах отдельного гражданина обо всех его прерогативах на недвижимость, которая есть в наличии или была в пользовании в ранние периоды — 200−60 р. (500−900 р.). Разница в цене определяется запросом на 1 территориальный округ или сведения требуются из нескольких регионов.
При использовании официального сайта Росреестра есть возможность запросить информацию в электронной форме через ИР (информационный резерв Росреестра). Для этого требуется специальный ключ доступа к ИР, который предоставляется всем пользователям интернета бесплатно. Ключ представляет собой пароль, который открывает доступ к индивидуальной странице, где заинтересованное лицо просматривает информацию из категории общедоступных материалов об имущественных объектах.
С помощью индивидуальной страницы оформляется запрос информации об ограниченных сведениях по отдельному объекту и его владельце. Загружаются документы, которые дают право на получение таких материалов, а также используется цифровая подпись заявителя.
Получить ключ доступа к ИР Росреестра можно самостоятельно, используя сайт. При этом загружаются копии личных документов. Другим способом является обращение в Управление Росреестра, где также представляется паспорт, СНИЛС, адрес.
Размер пошлины на бумаге
Получение выписки оплачивается заявителем. Стоимость услуги зависит от вида информации, которая содержится в готовом документе.
Размеры государственной пошлины для выписки на бумаге (в скобках указывается цена для организаций):
- простая форма с основными сведениями — 400 р.;
- информация об изменении права собственности (расширенный профиль) — 400 р.;
- подробная полная картина о недвижимости — 750 р. (2 тыс. 200 р.);
- подтверждение прав обладателя — 600−1850 р (1 тыс. 900−2 тыс. 450 р.), разница определяется площадью территории и размером объекта;
- получение отдельных бумаг на право содержания и действий с имуществом — 600 р. (1 тыс. 600 р.);
- справка о признании держателя недееспособным, организациям и предприятиям не выдается — 900 р.;
- данные о предстоящем строительстве или материалы о совместном владении — 1 тыс. 450 р. (2 тыс. 850 р.);
- выписка об имущественном объекте, который принадлежит конкретному гражданину в искомом населенном пункте — 600 р.
Отказ в получении
Иногда служба отказывает заявителю в предоставлении выписки из реестра. Если проситель считает действия незаконными, он обращается в суд с жалобой на работу центра. Предварительно требуется профессиональный совет адвоката или юриста.
Отказ происходит в случаях:
- если заявление подается лицом или организацией, которое не подтверждает право на получение искомых сведений;
- в составе запрошенной информации содержится государственная, банковская или нотариальная тайна;
- заявка сопровождается неправдивыми документами или не представляются нужные бумаги.
Период действия
Извлечение из ЕГРП считается действительным в течение 30 суток со времени ее выдачи. Скорректировать или изменить данные в правовых бумагах о праве на собственность за такое время нельзя, поэтому справка является достоверной. Данные регулярно обновляются и поступают в реестр информации после изменений основания для владения или формы имущества. Новая выписка выдается уже на базе измененной информации.
Сроки действия одинаково применяются к сведениям на бумажном и электронном носителе. После истечения этого времени документы не принимаются нотариусами, государственными учреждениями для подтверждения права владения.
Сроки выдачи
Выписка оформляется специалистами службы в течение 5 дней. Отсчет времени ведется с момента подачи заявления. Срок изготовления документа регламентируется административным протоколом региональных отделений и МФЦ. Заявитель получает выписку на следующий день после даты, которая указывается в расписке. Если документ изготовится раньше, а заявитель позвонит в службу для контроля, то он получает право забрать ее в этот день.
Сотрудники центра контролируют сроки выдачи документов, при этом обязанности по проверке возлагаются на них приказом по отделению. В срок изготовления выписки не входит время пересылки заявки в Росреестр и обратная передача информации. Время для пересылки в одном направлении предусматривается в течение 2 суток, поэтому фактически выписка выдается через 9 дней с учетом выходных. Если заявитель обращается в многофункциональный центр не в регионе прописки, время ожидания документа продлевается до 11−12 суток.