Оформляя пластиковую карту, каждый ищет для себя наиболее приятное предложение. В своей рекламе кредиторы уверяют, что их основная задача — это удобство и выгода клиента. Однако за подобными обещаниями часто прячутся маркетинговые уловки банков. Вся правда о банковских картах заключается в большом количестве подводных камней. Чтобы не попасть в кабалу, необходимо знать, как обойти эти преграды.
Маркетинговые приемы и уловки
Существует большое количество тонкостей, которые позволяют банкам получать с клиента дополнительные доходы.
Прежде чем заказывать карту, необходимо тщательно ознакомиться с условиями договора и задать дополнительные вопросы.
Наиболее часто используются следующие приемы:
- Навязывание клиенту страховки. Согласно законодательству, она обязательна лишь при получении ипотеки, но не при потребительском кредитовании.
- Начисление процентов и пени на не до конца погашенный кредит. О таких задолженностях большинство банков напоминает не сразу, а через 2−2,5 года, когда набирается солидная сумма, но не истекает срок исковой давности.
- Не оговоренный заранее с клиентом овердрафт — возможность снимать с карты больше денег, чем на ней есть. Часто такие опции подключаются без ведома клиента. Стоит только обналичить в банкомате сумму больше всего на 50 рублей, как на разницу будут начислены колоссальные проценты. В некоторых банках эта функция подключается автоматически после первой же операции. От услуги можно отказаться в течение 5 дней, если написать заявление в банке, однако сотрудники об этом умалчивают.
- Обслуживание ненужной карты, которую пользователь давно выбросил. Тем не менее для банка она остается действующей, и с нее списываются комиссионные за обслуживание.
- Нереально выгодные предложения — чаще всего лишь рекламный ход. На деле же потенциальному заемщику придется собрать массу справок о доходах, привести поручителей и иметь идеальную кредитную историю. И даже это не гарантирует успеха, поскольку банку попросту невыгодно давать подобные кредиты.
- Взимание комиссии за утрату и блокировку карты. Размер штрафа может быть весьма солидным.
- Выдача кредитов с якобы нулевыми процентами. Однако в договоре присутствует пункт о порядке начисления процентов, причем никакой конкретики здесь найти не удастся.
- Штрафы и комиссии за досрочное погашение кредитов. Российским законодательством они запрещены, но некоторые банки вводят в договор иные формулировки, чтобы обойти закон и получить с клиента лишние деньги.
Изменение процентных ставок, зафиксированных в договоре — это прямое нарушение закона о Защите прав потребителей.
Способы защиты
Зная о подобных уловках, можно их законно избежать.
Для этого юристы рекомендуют придерживаться следующих правил:
- Согласно действующему законодательству, банковские служащие обязаны предлагать клиенту кредитные карты со страховкой и без нее. Потенциальные заемщик имеет полное право отказаться от дополнительных расходов. Кроме того, даже если требуемая сумма была выплачена, в большинстве банков ее можно вернуть. Для этого необходимо написать заявление в течение 5−14 дней. Подробности можно выяснить у менеджера — он обязан предоставить полную информацию.
- После погашения кредита нужно созвониться с банком и убедиться, что нет никаких задолженностей. Для надежности можно потребовать у банка соответствующую справку.
- При получении карты уточнить у менеджера, есть ли опция овердрафт и как ее отключить.
- Можно установить услугу СМС-оповещений или интернет-банкинг, чтобы отслеживать баланс на карте. Правда, в большинстве случаев эти услуги платные.
- Если карта стала больше не нужна, ее нужно аннулировать официально в офисе банка. Для этого заполняется специальная форма и менеджер уничтожает пластик в присутствии клиента.
- Не стоит доверять «нулевым» кредитам, ведь для банка они не имеют смысла. При таком варианте клиенту наверняка навяжут страховку или другие комиссионные.
- Получая карту, полезно сразу выяснить, каков размер пени за утерю пластика, возможно ли досрочное погашение и на каких условиях.
- При решении погасить кредит досрочно лучше уведомить об этом за 30 дней.
- Чтобы не стать жертвой мошенников, полезно запросить сведения об организации в Списке Банков РФ или Госреестре.
Тем, кто неуверен в законности договора и своих юридических познаниях, желательно дать прочесть документы опытному юристу.
Можно обратиться за консультацией в ближайший отдел защиты прав потребителей. Это поможет избежать лишних денежных трат и переживаний.