Торговые франшизы – что это и как они работают

Торговые франшизы находятся на втором месте после сферы общественного питания по числу предложений на рынке. Выгоду из такой формы бизнеса могут извлечь обе стороны. Для франчайзера это означает расширение рынка сбыта, объема реализуемой продукции, укрепление позиций своего бренда и вытеснение конкурентов. Для франчайзи – возможность сразу начать зарабатывать деньги на продаже известных и узнаваемых товаров, размещая франшизу без материальных потерь, вместе с крупным игроком этого бизнеса по опробованной многократно схеме и под бдительным присмотром.

Как работает франшиза в торговле

Франчайзер на возмездной основе передает франчайзи право продавать свои товары (или товары своих партнеров, а также товары, технологию производства которых он передает) под своим брендом.

Для франчайзера такая схема имеет сразу несколько больших плюсов:

  • Сбыт своей продукции

Этот вариант актуален для тех случаев, когда франчайзи выступает лишь реализатором продукции, которую он обязан закупать у франчайзера.

  • Рост узнаваемости и стоимости бренда

Чем шире охват территории, на которой представлена торговая марка, тем более она узнаваема и тем большим спросом пользуется продукция франчайзера.

  • Экономия издержек

Франчайзеру не нужно тратить собственные деньги на открытие новой торговой точки. Все делается по его шаблону, но за счет средств франчайзи. Выигрывает в итоге основной бренд.

  • Получение стабильной прибыли

Она может «капать» как за счет роялти и паушальных взносов, так и за счет постоянного сбыта продукции, производимой франчайзером или реализуемой им по цене, выше той, по которой он ее покупает.

Что значит франшиза, и другие термины, входящие в это понятие

Франчайзи получает право владения узнаваемым торговым брендом, схему запуска магазина, помощь в обучении персонала, консультации, необходимое оборудование и товар, экономит на рекламе и раскрутке торговой марки. Это позволяет значительно сократить период окупаемости вложений в бизнес, снижает риск «прогореть».

Торговые франшизы

В целом, франчайзинг в торговле выгоден обеим сторонам, и обе стороны стремятся сделать все от них зависящее, чтобы торговая точка процветала.

Какими бывают торговые франшизы

Основные группы выделяют в зависимости от того, кем выступает франчайзер и кем – франчайзи, а также чем именно они заняты.

  1. Франшиза на производство и торговлю

При такой форме бизнеса передается право на производство определенного товара, поставляется необходимое оборудование и сырье, передаются секреты и рецепты. Далее франчайзи имеет право торговать произведенной под головным брендом продукцией. Иногда франчайзер сам закупает партии товара, выпущенного на таком производстве (к примеру, строительные материалы).

  1. Франшизы в розничной торговле

Производитель чего-либо продает франшизы на открытие торговой точки, где будет в розницу продаваться его товар. Обычно у бренда есть и свои точки продажи, но их оказывается либо недостаточно, либо просто возникает необходимость в том, чтобы расширить рынок сбыта с минимальными финансовыми затратами или вообще без них.

  1. Франшиза оптовой торговли

Одна компания, закупающая товар оптовыми партиями и реализующая его через собственную сеть розничных или оптовых продаж, открывает по франшизе торговые точки силами франчайзи и обязует его закупать ее товар в определенном объеме. Зарабатывает торговая марка на разнице между оптовыми и розничными ценами.

"Папа Джонс" снижает стоимость франшизы на 70% и отменяет роялти для малых городов

Требования к франчайзи

Часть требований можно отнести к минусам торговли по франшизе. Описаны требования в договоре коммерческой концессии. Перечислим основные пункты ниже:

  • Торговая точка должна быть расположена в определенном месте. К примеру, в городе с населением не менее ХХХ тысяч человек, на хорошо проходимой территории. Охотнее всего продают франшизы для торговых центров, которые отвечают ряду критериев.
  • Размер магазина, его внешний вид и оснащение жестко регламентируются. Делается это с целью унификации всей торговой сети бренда. Где бы ни находится магазин, покупатель должен в любом из них легко ориентироваться, если бывал в нем хотя бы раз. Учитывается также высота потолков, количество этажей в ТЦ, наличие запасного выхода и многое другое.
  • Требования предъявляются и к окружению магазина. Франчайзер смотрит на наличие поблизости других торговых точек, продающих схожий товар по такой же цене.
  • Персонал должен быть одет в униформу. Часто предъявляются требования к возрасту и полу сотрудников, которым предстоит работать напрямую с покупателями. Число работников также регламентируется.
  • Одно из главных условий – франчайзи обязуется закупать на регулярной основе определенный объем товара у франчайзера (или производить и сбывать определенный объем продукции). Конкретные цифры прописаны в договоре франшизы. Если еще не распродана предыдущая партия товара – это не имеет значения. И в этом есть большой риск – ведь если франчайзи не успевает в срок реализовать одну партию товара, то у него нет денег на закупку следующей, что является обязательным условием, невыполнение которого может повлечь санкции и даже разрыв договора.
  • Под вывеской франчайзера можно продавать только определенные бренды. Это либо товар, поставляемый самим франчайзером, либо товар его партнеров, перечень которых передается франчайзи. Последний не может взять и начать продавать сопутствующие товары или другие марки.
Основные принципы для достижения высоких результатов в сетевом маркетинге

Торговые франшизы

Франшизы торговых сетей

Чаще всего на российском рынке можно встретить франшизы торговых точек, продающих продукты питания, а также универсамов и супермаркетов, магазинов для животных, аптек.

  1. Франшиза зоомагазинов «Бетховен»

Магазины сети торгуют товарами для домашних животных, которых насчитывается свыше 17 000 наименований. Паушальный взнос составляет 170 000 рублей, общие инвестиции достигают 4 миллионов, включая оборудование и оснащение не только самого магазина, но и склада. Окупаемость франшизы при условии активных продаж составляет от года до полутора. Роялти – 2 % от оборота.

  1. Акула Кидс (Acoola)

Сеть магазинов модной детской одежды Acoola реализует товары (одежду и обувь) для детей в возрасте от 2 до 14 лет. Размер требуемых инвестиций – 3,5 млн. рублей. От покупателя франшизы требуется только оплатить поставку оборудования, разработку дизайн-проекта, первую партию товара (с условием приобретения последующих партий в оговоренный срок).

  1. Франшиза «Пятерочка»

Предлагает открыть магазин универсального типа. Вложения могут достигать 10 миллионов рублей. Паушальный взнос – 550 000 рублей. Больше всего денег придется потратить на оснащение магазина – закупку холодильного и прочего оборудования, оплату товара. Срок окупаемости бизнеса – от 1 года при доходах в размере 1 миллион рублей в месяц.

  1. Франшиза Fix Price

Сеть магазинов, где все представленные товары реализуются по фиксированной цене. От франчайзи потребуются инвестиции в размере 4 миллионов рублей. Они пойдут на закупку товаров, оборудование магазина, уплату паушального взноса (в размере 300 000 руб.). Прогнозируемый ежемесячный доход составляет 650 000 руб. в месяц. Роялти – 4 процента от ежемесячного оборота. Доходность франшизы при лучшем варианте развития событий может достигать 200 %, минимум – 50 %.

  1. Франшиза магазина обуви и аксессуаров Respect
В каких случаях работнику дают больничный лист

Сеть магазинов качественной обуви, которая также торгует сумочками, портмоне и прочими аксессуарами. Первый магазин Respect открылся в России в 2007 году, на сегодняшний день сеть насчитывает свыше 300 торговых точек, 70 из которых открыты по франшизе. От франчайзи требуются инвестиции в размере 3,5 миллиона рублей. 70 % ассортимента необходимо закупать у франчайзера и в целом соблюдать фирменный стиль бренда. Окупается франшиза менее чем за год при условии выхода на доход в размере 400 000 в месяц.

Франшизы торговых марок, описанные выше – лишь небольшая часть всех существующих. Ознакомиться с другими вариантами можно в нашем каталоге франшиз, где настроен удобный фильтр.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Все товарные знаки, перечисленные на сайте, являются собственностью их владельцев.
Если владелец товарного знака не указан или указан неверно, немедленно сообщите нам об этом, и мы исправим ошибку.