Стратегии выхода: 4 дороги к отступлению - Журнал о франчайзинге

Стратегии выхода: 4 дороги к отступлению

Стратегии выхода: 4 дороги к отступлению

На пути продажи Вашего бизнеса может возникнуть много неожиданных поворотов

 

Несколько мыслей, прежде чем исследовать каждый подход. Во-первых, как владелец бизнеса Вы сталкиваетесь с несколькими стратегическими вариантами: Вы хотите продать 100 процентов, взять деньги и бежать? Вы хотите принимать помощь в руководстве фирмы во время её перехода? Вы хотите сохранить процент собственности, чтобы дополнить свой пенсионный фонд, предоставить кредит покупателям, или обеспечить постоянный источник дохода?

 

Во-вторых, независимо от того, какому лицу или организации Вы передаёте бизнес, возникают вопросы об оценке: сколько он стоит сегодня? Должны ли Вы инвестировать в реконструкцию или модернизацию, прежде чем начать продажу? Если Вы передадите его своей семье или наследникам, должны ли Вы дать им перерыв? Многие предпочитают продавать по полной цене — кому угодно, включая семью, поскольку у новых владельцев будет возможность управлять бизнесом, а у продавца — последний шанс получить деньги, которые должны обеспечить хорошую жизнь до конца его дней.

 

Также помните, что при любой продаже франчайзеры обычно записывают право первого отказа в договор франчайзинга. Это может сыграть роль не только в определении продавца, но также может повлиять на конечную цену продажи. Связывайтесь с Вашим франчайзером преждевременно, чтобы обеспечить выполнение плана выхода или перехода в соответствии с Вашим наилучшим преимуществом.

 

  1. Наследникам или семье. Для многих владельцев бизнеса идеальным выбором является сохранение бизнеса в семье. Фактически, многие предприятия создаются с явной целью перейти в наследие своим детям, передать им карьеру для развития. К сожалению, статистика, при этом варианте, для успеха не является благоприятной, по крайней мере, судя по двум источникам, которые изучают семейные предприятия и планирование перехода:

 

  • Две трети семейных предприятий терпят неудачу или продаются из семьи после того, как учредители оставляют компанию. И только треть (15 процентов) всё ещё существуют как семейные предприятия. (Family Business Center, University of Massachusetts at Amherst).
  • Восемьдесят пять процентов владельцев компаний хотят, чтобы их бизнес продолжался в семье. Однако только 30 процентов семейных предприятий переходят к следующему поколению; и те, кто это делает, менее половины (45 процентов), будут находиться в бизнесе три года спустя. (Avastia Business Transition Team)

 

Обычно, предприниматели видят то, как их творение улучшается в будущем, и почти всегда этого желают. Тем не менее, как показывают цифры, на пути достижения этой цели стоят многие проблемы. Эксперты по правоприменительной работе, как правило, согласны с тем, что основным препятствием является не финансовое или юридическое, а недостаточное планирование и подготовка молодого поколения. Как Вы обучаете своих преемников для ведения бизнеса? Сколько компаний окружает вас, подходящих на роль бизнес-примера? У Ваших детей Ваша голова для бизнеса, Ваше чувство рынка, Ваше чутьё для заключения сделок и для поддержания клиентов счастливыми?

 

  1. Ведущему сотруднику или команде. Кто знает больше о вашем бизнесе, чем люди, которые уже управляют им? Передача его ключевому человеку или команде имеет большой смысл в теории, и часто является путём наименьшего сопротивления. Однако при реализации этого подхода, некоторые проблемы могут помешать. Во-первых, есть ли деньги: если управленческая команда не может позволить себе полный выкуп, согласны ли Вы осуществить продажу или Вы скорее выйдете полностью, продавая посторонним? Во-вторых, есть ли тот, кто из вашей управленческой команды, может вступить в управляющую роль? Быть руководителем и лидером — это не то же самое, что быть частью управленческой команды. И если Вы запустили компанию как свою собственную, создав культуру для соответствия, может ли многопользовательская команда осуществить те же результаты?

 

  1. Постороннему лицу. Здесь существует множество вариантов, включая продажу вашей части обратно франчайзеру. Другие потенциальные внешние покупатели, включающие венчурный капитал и частные инвестиционные фирмы; существующие франчайзи (часто люди, понимающие бизнес, которые вам уже знакомы и которым Вы доверяете); новые франчайзи; и, всё чаще, многоцелевые, мультибрендовые профессиональные управляющие компании, которые приобретают франчайзинговые единицы для создания разнообразного инвестиционного портфеля.

 

  1. Закрытие. Иногда просто нет покупателя, и даже франчайзер не заинтересован. Возможно, демография вашей территории изменилась, и клиенты ушли; или денежный поток для поддержания жизнеспособности бизнеса уже иссяк; возможно, уже прошло время для бренда, сервиса или продукта. Существует много причин не найти покупателя. В этих неприятных ситуациях настало время закрыть дело и получить как можно больше активов. Если речь идёт о недвижимости, то некоторые владельцы держат ее в качестве источника дохода, или договариваются о поэтапном отказе, скажем, в течение 5 или 10 лет, для облегчения продажи.