Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

sravnitelnaja harakteristika tolstogo i tonkogo v rasskaze tolstyj i tonkij chehova dd8d2be Обучение


«Толстый и тонкий» характеристика героев

Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

Характеристика Тонкого и Толстого с рассказа Чехова «Толстый  тонкий» с цитатами наведена в этой статье.

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов на примере друзей детства высмеивает такие человеческие пороки, как чиннопоклонство и лицемерие.

Два друга когда-то учились вместе, и вот, спустя несколько десятилетий, они случайно встречаются на железнодорожном вокзале.

Обратите внимание

Начало их разговора было радостным: друзья за много лет впервые увиделись! Оба искренне интересовались жизнью друг друга, «тонкий» познакомил товарища со своей женой и сыном.

Они даже вспомнили несколько случаев из школьной жизни… Но стоило «тонкому» узнать о чинах и общественном положении «толстого» — откровенность сразу куда-то улетучилась, улыбка сменилась лицемерным выражением лица, в его речи появились ноты поклонения и даже некоторого подхалимства.

«Толстый и тонкий» характеристика Толстого

Толстый — человек, имеющий высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий, привыкший к поклонению и подобострастию. Достаток позволяет воплотить ему свои желания.

Внешность Толстого: плотный, упитанный, статный, видный, полный, жирный

Портрет толстого глазами тонкого:
«Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!»

«губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни»;
«пахло … хересом и флердоранжем»

«Толстый и тонкий» характеристика Тонкого

Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам.

Речь тонкого сбивчива и выдает его нервное напряжение, внутреннюю обеспокоенность. Он поражен внешним видом толстого, в его неумеренных восклицаниях можно услышать зависть и восхищение, а также претензию на фамильярность.

Он спешит похвастаться родовитостью жены и успехами сына. Претенциозность тонкого сказалась и в выборе себе жены, и в имени сына. Некоторая искусственность, его речи подчеркивается повторами, полным молчанием жены и настороженностью сына.

Внешность Тонкого: худощавый, худой, тощий, хилый, хлипкий, невзрачный

«навьючен чемоданами, узлами и картонками»;
«пахло ветчиной и кофейной гущей»
«худенькая женщина с длинным подбородком — его жена»;

«высокий гимназист с прищуренным глазом -его сын»

«Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят чины, награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

А.П. Чехов “Толстый и тонкий”. Краткий анализ произведения

Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

   Герои
   – 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

   Проблематика рассказа
   – зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;

   – отречение от собственного достоинства.

   Анализ
   Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

  Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения – словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
  В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.

Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».
   Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.

Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев – «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» – «Что вы-с…».

   Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
  На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

  Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература – это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме: АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА “ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ”

Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

Урок литературы  в 5 классе

Рассказ  А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

             Цель урока:

             детальный анализ рассказа

             Задачи урока:

  • выяснить особенности стиля А. П.

    Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста;

  • закрепить навыки составления сравнительной характеристики героя;
  • понять авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию;
  • уяснить новое понятие «маленький человек»;
  • закрепить понятие о композиции произведения;
  • провести словарную работу .
  • Монах в поэме “мцыри”: образ, характеристика, описание

    Оборудование урока:

    1) портреты  А. П. Чехова разных лет;

    2) стенд с иллюстрациями произведений;

    3)доска с магнитными фигурками;

    4)текст рассказа «Толстый и тонкий»;

    5) аудиозапись рассказа;

    6) кроссворд;

    7) раздаточный материал (толкование слов)

    Ход урока

    I. Оргмомент

    II. Вступительное слово учителя

    Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

    Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.

    Ещё раз вспомним принципы составления сравнительной характеристики героев, а так же выявим особенности изображения «маленьких людей» в рассказах Чехова.

    III.ПРОВЕРКА  Д.З.

    1)Говоря о Чехове, вспоминается известное выражение:

    «ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ ВО МНОГОМ…»

    Работая над д.з.  собирали интересные факты из биографии Ч. Перечислите  из них ТЕ, которые подтверждают справедливость данного высказывания.

    2) Проверка осмысления прочитанного (задают вопросы друг другу)

     Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий»

    КРОССВОРД

    Вопросы для кроссворда:

  • Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
  • Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
  • Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
  • Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
  • Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
  • Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
  • Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  • Имя Тонкого. (Порфирий)
  • Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
  • Место, где встретились друзья. (Вокзал)
  • Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
  • Кличка Тонкого. (Эфиальт)
  • Продолжи фразу:
  • «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

    Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)

    IV. НОВЫЙ  МАТЕРИАЛ:

    Предлагаю ещё раз обратиться к тексту. Прослушаем аудиозапись, сочетая прослушивание с чтением с карандашом.

    Что нового отметили для себя после прослушивания текста?

    С помощью чего актёр доносит до читателя смысл произведения? (интонация, тембр, паузы, громкость)

    Какие слова явились новыми и интересными? ( значение)

    Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи).

    Юмор – добрый смех.

    Лютеранство – вероисповедание (протестантство).

    Антитеза – противопоставление.

    Херес – сорт крепкого виноградного вина.

    Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.

    Коллежский асессор

    Важно

            Этот чин VIII класса ценился очень высоко, и достичь его было нелегко даже дворянину – как правило, требовался университетский или лицейский диплом, либо сдача соответствующего экзамена.

    с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах.

    До 1884 года соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана.

    Ста́тский сове́тник — гражданский (статский) чин V класса в российской Табели о рангах до 1917 года.

    Статский советник в России соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты и чину бригадира армии и капитан-командора флота. После отмены в 1796 году армейского звания бригадира занимал промежуточное положение между званиями полковник и генерал-майор.

    Тайный советник — в России гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала.

    Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности, например, министр или товарищ министра, руководитель крупного департамента, сенатор, академики Императорской Академии Наук; изредка в III классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие своей губернией и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу.

    Эфиа́льт (др.-греч.

     Ἐφιάλτης) ПРЕДАТЕЛЬ)— сын Эвридема, малиец, во время Фермопильского сражения изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье через Каллидром, по которому Гидарн провел часть персидского войска в тыл спартанцев, вследствие чего Леонид со своими спартанцами погиб, окруженный с двух сторон неприятелем. Амфиктионами он был приговорен к смерти и убит позже в Антикире. Геродот и Ктесий говорят, что измена эта была приписываема и другим лицам.

    Совет

    Императорский и Царский Орден Святого Станислава — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.

    Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.

    А теперь к РАССКАЗУ

    2)Стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова

    План работы над стилем рассказа

    1. Заглавие простое, предельно краткое.

    2. Краткая завязка (вступление, начало).

    3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

    4. Построение рассказа – диалог.

    5. Речь героев проста и лаконична.

    6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

    1. Заглавие простое, предельно краткое.

    (Тема и основная мысль)

    2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.

    (Встречаются 2 друга на вокзале)

    – Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)

    (Толстый и тонкий… Антонимы – богатый и бедный.)

    ПОРОБУЕМ  СРАВНИТЬ ГЕРОЕВ, ВЫБРАВ ПРИЗНАКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

    ( внешность, происхождение, особ. речи, поведение, реакция на встречу)

    СЛОВЕСНОЕ  РИСОВАНИЕ

    Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”? Опишите устно внешность, одежду.

    -А какая походка была у этого героя?

    (“Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, “Пахло от него хересом”- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно).

    Вывод:

    Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.

    Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д.

    («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

    Вывод:

    Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)

    Удалось ли художникам передать суть главных героев, основной конфликт произведения?

    ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО  ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ТОНКОГО?

    МЕНЯЕТСЯ ЛИ ТОЛСТЫЙ?

    3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

    («Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» – неестественность, наигранность)

    4. Построение рассказа – диалог

    (Чтение диалога между встретившимися друзьями).

    • Как передает автор радость при встрече друзей?

    (Толстый – предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Тонкий – краткие восклицательные предложения.)

    Следует вывод:

    5. Речь героев проста и лаконична

    (Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)

    6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

    Работа над отдельным эпизодом.

    (Кульминационный момент – Толстый говорит о своей должности)

    • Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.

    («Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел – главная метафора – был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса.

    «Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность.

    «Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились»

    Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное – «с»).

    ПРЕДСТАВИМ ГЕРОЕВ В ВИДЕ СХЕМАТИЧНЫХ ФИГУРОК. ДРУЗЬЯ ПОВСТРЕЧАЛИСЬ, РАЗГОВОРИЛИСЬ, УЗНАЛИ ДРУГ О ДРУГЕ. ЛЕСТНИЦА…

    ( разместим человечков на её ступеньках в зависимости от ситуации)

    КТО загнал тонкого на низшую ступень?

    Является ли тонкий бесправным , униженным и оскорблённым?

    А теперь обратимся к теории литературы…

    «Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

    Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н.В.Гоголь в повести «Шинель».

    Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

    Обратите внимание

    И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

    Соответствует ли тонкий этому определению. Почему?

    СИНКВЕЙН:

    Маленький человек Чехова

    Льстивый, унижающийся.

    Угождает, преклоняется, лебезит.

    У него рабская психология.

    Раб

    V. Заключение

    Вопросы классу:

    1.Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

    (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

    2.Какова идея произведения?

    (Разоблачение подхалимства и угодничества)

    3.Почему «толстый» не возражает и уходит?

    (Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

    4.Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

    (Угодничество, готовность унижаться)

    5.Что явилось для вас открытием на этом уроке?

    6.Какие виды работы  вам понравились?

             VI. Домашнее задание

    Как  я понимаю смысл высказывания  «БЕРЕГИ  В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА».

    Чехов «Толстый и тонкий» – анализ рассказа

    Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

    Рассказ «Толстый и тонкий», написанный в 1883 году, относится к группе ранних юмористических произведений Антона Павловича Чехова.

    Несмотря на это, в нём затронута серьёзная и актуальная даже сейчас проблематика.

    В этой статье мы приводим краткий анализ рассказа «Толстый и тонкий», благодаря которому мы лучше узнаем главных героев и поймем, какие цели преследовал Чехов при его написании.

    Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» – анализ образов

    Ситуация, описанная в произведении, до крайности проста. На железнодорожном вокзале случайно встретились два однокашника: толстый Михаил и тонкий Порфирий.

    Первоначально неожиданная встреча доставляет радость обоим, они обмениваются горячими приветствиями, расспрашивают друг друга о жизни, семье, карьере. Оба с умилением вспоминают детские годы в гимназии, шутливые прозвища и проказы. Тонкий рассказывает, что имеет чин коллежского асессора.

    Толстый добродушно сообщает, что он уже тайный советник. Вот тут внезапно наступает кульминация, и анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет понять ее суть.

    Чехов как тонкий мастер в нескольких предложениях с иронией описывает метаморфозу, произошедшую с Тонким, его женой и даже сыном Нафанаилом. Мало того, что Тонкий «побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился», стал как будто меньше по сравнению с таким важным человеком, как его бывший приятель.

    И тут же его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. Подбородок жены ещё больше вытянулся, а сын застегнул мундир на все пуговицы.

    Интересно, что даже коробки и чемоданы Тонкого «съёжились» и «поморщились».

    Продолжим анализ рассказа «Толстый и тонкий». С этого момента полностью меняется поведение Тонкого и его семьи. В его речи появляются характерные «-с» после слов: «что вы-с», «хи-хи-хи-с». Они показывают уничижение себя перед Толстым. Обращается Порфирий к бывшему однокашнику «Ваше превосходительство». Ни о каком приятельском общении не может быть и речи.

    Толстый показан тучным, добродушным человеком. Он искренне рад видеть товарища по гимназии. В его речи, как и в репликах Тонкого, поначалу встречаются обращения: «голубчик», «милый». Фразы обоих состоят из вопросительно-восклицательных предложений, демонстрирующих весёлое возбуждение.

    Важно

    Характерно, что после известия о высоком чине Толстого, меняется отношение к другу только у Тонкого. Сам Толстый продолжает разговор в том же духе. Даже видя, как приятель пытается лебезить, Михаил хочет вернуть прежний тон беседе, говорит, что не нужно чинопочитание. Он даже «поморщился» от поведения Тонкого.

    Не упустите эту мысль, особенно, если вы проводите анализ рассказа «Толстый и тонкий».

    Но автор отмечает, что благоговение, которое отчётливо просматривалось на лице чиновника более низкого ранга, «сладость» и «почтительная кислота» были так очевидны, что Толстому ничего не оставалось, как распрощаться.

    Примечательно, что впервые человек, имеющий более высокую должность, не стремится подчеркнуть своё превосходство. Он уважителен и приветлив. А более низкий чином человек унижает сам себя.

    В этом звучит новое раскрытие темы «маленького человека» в литературе.

    Тема «маленького человека» в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»

    Образ «маленького человека» характерен для русской литературы со времён Александра Пушкина. В повести «Станционный смотритель» мы видим сочувствие автора к бесправному чиновнику низшего класса. Николай Гоголь в произведении «Шинель» подчёркивает сострадание к тяжёлой судьбе обречённого на вечное прозябание мелкого чиновника.

    Чехов в самом конце XIX века показал иной ракурс проблемы. Зачастую сам человек ставит себя в унизительное положение. Холопские привычки очень трудно победить человеку. Писатель демонстрирует появления этой социальной и психологической болезни.

    Надеемся, что анализ рассказа «Толстый и тонкий», который написал Антон Павлович Чехов, был полезен для вас. Больше материалов вы найдете в нашем литературном блоге, где мы размещаем статьи на самые разные темы. Также читайте по теме:

    Чехов “Толстый и тонкий”

    Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

    Проза Антона Павловича Чехова стала новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он возвел жанр короткого юмористического рассказа до вершин высокого искусства. Современники упрекали Чехова в том, что в его произведениях ничего не происходит. Фабула рассказов в самом деле очень проста.

    Однако это не примитивизм газетной беллетристики. Это умение кратко повествовать о самом главном, мастерство подбирать точные детали для характеристики образов, манера художественной недосказанности, рассчитанная на домысливание читателя.

    Одним из ярких примеров чеховского гения является рассказ «Толстый и тонкий» (1883), впоследствии вошедший в знаменитый сборник «Пестрые рассказы».

    «Толстый и тонкий»: сюжет

    Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки».

    Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги. Два гимназических приятеля (один толстый, другой тонкий) встретились после многолетней разлуки. Оба несказанно рады приятной неожиданности. Особенно словоохотлив тонкий. Он вспоминает курьезные случаи из юношеской жизни.

    Представляет свое семейство – жену Луизу и сына Нафанаила. Не без гордости рассказывает о личных достижениях, службе в чине коллежского асессора, наградах, ремесленной подработке, уроках музыки, которые дает его супруга.

    Успевает посетовать на небольшое жалованье и поинтересоваться об успехах старого приятеля.

    Однако как только тонкий узнает, что толстый дослужился до высокого чина тайного советника, он тут же меняет манеру разговора. С фамильярного «ты» коллежский асессор переходит на «вы», добавляя почтенное «превосходительство». Принимается лепетать что-то приторно-заискивающее, сбивается, запинается и повторно представляет толстому вытянувшееся в струнку семейство.

    Толстому противна резкая метаморфоза, произошедшая со старым приятелем. Он, не глядя, подает руку тонкому, и тот учтиво пожимает всего лишь три пальца. Толстый уходит, а коллежский асессор с женой Луизой, урожденной Ванценбах, и сыном Нафанаилом, учеником 3-го класса гимназии, остаются стоять на перроне. Их лица выражают благоговение. Они приятно ошеломлены.

    Проблематика: чинопочитание и рабская философия

    Чехова-сатирика особенно занимала актуальная для русского общества XIX века тема чинопочитания. Всякое ущемление человеческой личности вызывало острое писательское негодование.

    В первоначальном варианте рассказ «Толстый и тонкий» выглядел несколько по-другому. Толстый выступал в роли начальника тонкого. Он журил своего подопечного за опоздание на службу, а тот раболепствовал и заискивал перед руководством, чтобы смягчить возможное наказание.

    Подобная расстановка ролей органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного, бесправного, вынужденного рабски пресмыкаться перед сильными мира.

    Совет

    Включая произведение в сборник «Пестрые рассказы», Чехов полностью его переписывает. Он меняет вектор привычной концепции и создает нового «маленького человека».

    Теперь его никто не вынуждает заискивать и раболепствовать, он добровольно идет на унижение. Более того, подобная манера поведения доставляет ему удовольствие.

    Читательская симпатия закономерно переходит на сторону господ, «маленький человек» больше не вызывает сострадания, он противен.

    Так, в рассказе «Толстый и тонкий» толстый, несмотря на высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравнивается к генералу), с радостью окликает своего старого гимназического товарища. Его отношение к тонкому не меняется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (чин соответствует капитану в пехоте).

    Для тонкого значение первостепенной важности имеет положение в обществе. Он в первую очередь указывает на свой чин, Станислава (младшая государственная награда), что имеется в наличии. Дальнейшая манера разговора с приятелем зависела только от того, что он ответит на вопрос «До чего дослужился?».

    Окажись толстый, скажем, титулярным советником, тонкий повел бы себя высокомерно, с коллежским асессором он бы говорил на равных, с надворным или статским советником держался более сдержанно. Но блеск и недостижимая высота тайного советника заставили тонкого тут же свалиться на колени. Он даже не пытался извлечь выгоды из знакомства с влиятельной особой, тонкий мог лишь рабски благоговеть.

    Тему человеческого двуличия и приспособленчества Чехов разрабатывал и в дальнейшем. В 1884-м он напишет рассказ «Хамелеон». Его главный герой полицейский надзиратель Очумелов станет символом подобной манеры поведения.

    Рассказы, в которых ничего не происходит

    Начинающий прозаик Антон Чехов уловил актуальное для тогдашней литературы субъективное начало в повествовании. Он описывал частную жизнь людей, опираясь на личные наблюдения. Пестрый материал повседневной действительности проходил сквозь призму авторского восприятия и облекался в короткий рассказ.

    Малую литературную форму любили Пушкин и Тургенев, однако рассказы Чехова принципиально отличаются от тех, что писали знаменитые предшественники. Большинство ранних чеховских рассказов занимают две, три, а то и одну страницу. Критики говорили, что в них нет содержания.

    Однако под содержанием подразумевался не смысл, а действие, движение жизни. Оно в самом деле сведено к минимуму. К примеру, фабулу «Толстого и тонкого» можно описать одним предложением: «На вокзале встретились два старых знакомых, поговорили несколько минут и разошлись».

    Обратите внимание

    Подобные обыденности происходят ежесекундно. Основной акцент Чехов делал не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной конкретной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, он полностью упраздняет рассуждения и выводы. «Чем теснее, компактнее, тем выразительнее, – говорил Антон Павлович, – Частностями нужно жертвовать ради целого».

    Именно поэтому первостепенное значение в прозе Чехова имеет художественная деталь. Автор мог охарактеризовать образ буквально несколькими штрихами. Так, в «Толстом и тонком» Чехов не дает портретных характеристик своих героев.

    Он лишь отмечает, что толстый только что пообедал, что его губы лоснились, подобно спелым вишням, и пахло от него хересом и флердоранжем (аромат апельсиновых лепестков). Тонкий вышел из поезда, он нагружен багажом, его костюм пропах ветчиной и дешевым кофе.

    Читатель тут же делает для себя пометку, что первый, вероятно, человек не бедствующий, второй, скорее всего, вынужден считать деньги. Он даже не может нанять носильщика, поэтому тащит багаж сам.

    Характеры персонажей
    Диалог между приятелями позволяет сделать выводы о характерах персонажей. Толстый немногословен, дружелюбен, его речь проста и спокойна. Тонкий суетлив, речист, хвастлив.

    Метаморфоза, произошедшая с тонким и его семейством, описана Чеховым мастерски. На лице тонкого появляется широчайшая улыбка, а сам он сжимается и будто сужается вместе со своими многочисленными картонками и тюками.

    Длинный подбородок жены вытягивается, сын Нафанаил поспешно застегивает пуговки на гимназическом мундире, шаркает ножкой и от волнения роняет фуражку.

    Авторская зарисовка оказывается многословнее пространного описания в несколько страниц.

    Узнайте больше о рассказах Чехова для детей, и почему автор не очень любил называть эти произведения детскими.

    Важно

    В нашей новой статье вы узнаете о рассказе Чехова “Тоска”. Основная тема этого произведения – трагедия одиночества человека, находящегося в обществе других людей.

    Чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, Чехов прибегает к излюбленному художественному средству – антитезе. Именно поэтому один из его героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах.

    Автор абстрагируется от происходящего в рассказе, он сторонний наблюдатель. А потому никакой четко прописанной морали в «Толстом и тонком» нет. Он оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. «В маленьких рассказах, – писал Чехов, – лучше недосказать, чем пересказать».

    Роль антитезы в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

    Сравнительная характеристика “толстого” и “тонкого” в рассказе “толстый и тонкий” чехова

    Роль антитезы. Название рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» построено на противопоставлении. Это слова-антонимы. Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться.

    Такой прием в худо­жественном произведении называется антитезой. Антитеза стро­ится на сопоставлении контрастных или противоположных обра­зов, понятий, ситуаций или других элементов в художественном произведении.

    Можно сказать, что весь рассказ Чехова построен на антитезе.

    На этом приеме построено описание главных героев. В расска­зе Порфирий и Михаил противопоставляются друг другу по сле­дующим признакам. Во-первых контрастна сама ситуация их по­явления в тексте: первый выходит из вагона, а второй из рестора­на.

    Обед первого был очень скромен (ветчина и кофе с гущей), а второго — обильный и богатый (губы лоснились от масла). Мате­риальное положение у них также различно. Михаил не испытыва­ет нужды и затруднений, а Порфирий беден. Он вынужден «при­ватно» делать портсигары, чтобы обеспечить семью.

    Жена его тоже работает, дает уроки музыки. То есть их семья перебивается кое- как. Должностное положение у нихтоже, можно сказать, контраст­но. Михаил занимает одну из самых высоких ступеней. Он — тай­ный советник. Порфирий — одну из низких. Он всего лишь кол­лежский асессор.

    Толстый имеет солидные и видные награды: две звезды. У тонкого всего лишь орден Станислава, награда, которая значительно ниже звезд толстого.

    Таким образом мы видим, что перед нами разные по матери­альному уровню и по социальному положению люди. Но, сравни­вая своих героев, автор идет дальше. Он показывает нам и разный их характер и поведение.

    Совет

    Через гимназические прозвища друзей читателю ясно, что Михаил с детства любил быть на виду, с детства мечтал прославиться, пусть даже не великими делами. Не случай­но же его звали Геростратом.

    А Порфирий привык прятаться за спи – нами других, ябедничать, привык не сам что-то делать, а выстав­ляться за счет несчастья других. Поведение героев при встрече так­же разное. Толстый искренне рад встрече с другом детства. Пове­дение тонкого и его семьи прямо противоположно в начале и в конце рассказа.

    Сначала, еще не зная должности толстого, он тоже рад встрече, наперебой и много рассказывает ему о себе. Но как только ему стало известно, что перед ним лицо высокого чина, речь его из плавной и быстрой стала прерывистой и запинающейся. В ней появились слова деловых обращений.

    Сам тонкий сгорбился, стал вести себя услужливо-официально. Поведение его сына тоже изменилось. При встрече Нафанаил «немного подумал», а потом только снял головной убор. Когда же стало ясно, что перед ним начальник, он «шаркнул ногой и уронил фуражку».

    Использование автором антитезы имеет в рассказе боль­шое значение. Этот прием помогает нам лучше и полнее пред­ставить главных действующих лиц, увидеть разницу между ними.

    Благодаря антитезе мы можем лучше разглядеть каждого участ­ника действия. В рассказе «Толстый и тонкий» мы встречаем не только разных чиновников, но и разных людей.

    Один из них привык всю жизнь служить и забыл о простых человеческих ка­чествах.



    Оцените статью