Получение свидетельства о смерти: порядок оформления и сроки

1363549 1024x681 Подсказки


Утрата близкого человека — это тяжелое событие, сложное в психологическом плане. И в это же время родные должны заниматься не только организацией похорон, но и оформлением необходимых бумаг, а именно — получением свидетельства о смерти. Оно требуется для того, чтобы выхлопотать место на кладбище, пособие на погребение, наследство. Эта процедура не отличается сложностью, но имеет некоторые особенности.

Где можно получить свидетельство о смерти

Порядок действий

Процедура констатации факта смерти будет отличаться в зависимости от того, как именно был найден умерший человек. Если летальный исход был естественным, то лица, обнаружившие труп, должны пригласить участкового врача на дом для осмотра тела и заполнения медицинских документов.

Если это происходит в выходной день, то вызывать следует не участкового терапевта, а скорую помощь.

Где получить свидетельство о смерти

После того как медработники выполнят необходимые действия, нужно позвонить в полицию. Прибывший сотрудник органов также проведет осмотр тела и оформит протокол, в котором укажет информацию о ненасильственном характере смерти.

Только после этого разрешается вызвать специальную службу, которая доставит тело в морг. Справку о смерти в этом случае будет оформлять патологоанатом, делавший вскрытие.

Медицинская справка

Само свидетельство имеет две формы — медицинскую и гербовую. Первый вариант — врачебное подтверждение смерти, оформленное на специальном бланке. Если эта бумага не будет сделана, то родственники не смогут забрать тело из морга. Справка о смерти выдается лично на руки родным усопшего, его опекунам или членам семьи. Оформляется она в том месте, где производилась констатация этого факта — в больнице, морге, поликлинике. Для получения этого документа потребуется:

Кого в 2019 году освободят от оплаты вывоза мусора

Справки для получения свидетельста о смерти

  • Паспорт умершего человека.
  • Паспорт родственника, занимающегося организационными вопросами.
  • Амбулаторная медицинская карта умершего. Она обычно хранится в поликлинике — на руки этот документ не выдается. Однако ситуации, когда карточка лежит у человека дома, — не редкость. В этом случае ее нужно будет передать в медучреждение. Если у усопшего вообще не было медкарты, то это не станет основанием для отказа в оформлении справки.
  • Страховой полис умершего.
  • Протокол, составленный сотрудником полиции.
  • Медицинский документ, оформленный врачом бригады скорой помощи или участковым терапевтом.

Справка выдается бесплатно. Но в случае ее утери или порчи при восстановлении придётся оплатить пошлину в размере 200 рублей.

Гербовый документ

Гербовое свидетельство о смерти выдается взамен паспорта умершего гражданина (ФЗ № 143). Оформляется оно в загсе по адресу постоянной регистрации этого человека. Но могут быть исключения, когда для получения бумаги необходимо обратиться в другое отделение, обслуживающее район:

  • Адрес фактического проживания не совпадает с местом прописки.
  • Место обнаружения тела — другой район.
  • Факт наступления смерти зафиксирован в другом месте.

Где можно получить свидетельство о смерти

Основанием для выдачи свидетельства станет заявление, составленное родственником или уполномоченным лицом покойного. Оно должно быть написано не позднее, чем через три дня после наступления летального исхода или обнаружения тела усопшего.

Сотрудники загса регистрируют это прошение и составляют акт, на основании которого родственникам будет выдан документ. В нем указывается информация:

  • Ф. И. О. умершего человека.
  • Место рождения.
  • Дата и место кончины.
  • Номер актовой записи.
  • Полное наименование отделения загса, выдавшего бумагу.
  • Дата составления документа.

Свидетельство отпечатывается на специальном гербовом бланке, имеющем свой номер и серию. Документ подписывается руководителем учреждения и закрепляется «мокрой» печатью. Эта услуга полностью бесплатна — пошлина за ее предоставление не предусмотрена. Срок изготовления этой бумаги — сутки с момента обращения.

Одновременно со свидетельством в загсе можно взять справку формы 33 — она нужна для получения пособия на погребение.

Частные случаи

К таким относится выдача повторного свидетельства или дубликата. Для его получения родственники покойного должны обратиться в тот загс, где оформлялся документ, с заявлением об утере (порче) оригинала. Что при этом потребуется дополнительно:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство, подтверждающее родственные связи с умершим.
  • Квитанция об оплате госпошлины (ее стоимость составляет 350 рублей).

Срок рассмотрения заявления — 30 рабочих дней. Подавать прошение необязательно лично — его можно направить заказным письмом с уведомлением.

Внесение исправлений

Хотя всегда рекомендуется перепроверять любые бумаги, все же ситуации, когда документы содержат ошибки, случаются. Если опечатка обнаруживается на таком свидетельстве, то для ее исправления нужно обращаться с заявлением в загс, который выдавал эту бумагу. Что указывается в прошении:

  • Информация о заявителе: Ф. И. О., дата рождения, адрес регистрации.
  • Реквизиты гербового свидетельства, в которое нужно внести изменения.
  • Дата составления ходатайства.

Прежний документ должен быть возвращен для обмена. Дополнительно понадобятся бумаги, которые подтвердят уважительные причины для внесения изменений. На рассмотрение заявления законом отведено 30 дней.

Прочие ситуации

Получение свидетельства о смерти: порядок оформления и сроки

К таким случаям можно отнести обстоятельства, когда получить свидетельство о смерти нужно на человека, умершего за границей. В этом случае родственники усопшего должны обратиться в консульство РФ, находящееся на территории той страны, где отдыхал или проживал их близкий. Служащие этой организации зарегистрируют факт летального исхода, окажут помощь в транспортировке тела и оформлении документации. Все финансовые расходы при этом ложатся на заявителей.

Медицинское заключение в этом случае выдается местной врачебной организацией. Полученный документ должен быть легализован, чтобы он получил юридическую силу на территории России.

После возвращения в РФ родственники покойного должны сделать перевод этого документа на русский язык и обязательно заверить его нотариально. Затем бумага передается в загс по адресу постоянной регистрации усопшего.

И еще одна нетипичная ситуация касается выдачи документа в случае перинатальной смерти. Обычно свидетельство о рождении мертвого ребенка не предоставляется. Но по просьбе родителей этот документ может быть сделан. Государственная регистрация будет проводиться на основании бумаг, оформленных в родильном доме.

Оформление документов, связанных со смертью человека, не занимает много времени. Но важность этой процедуры переоценить сложно, так как без свидетельства родственники не смогут решить никаких имущественных вопросов, связанных с управлением делами умершего человека.



Оцените статью