Международные стандарты финансовой отчетности в россии

mezhdunarodnye standarty finansovoj otchetnosti v rossii 27d69b1 Шаблоны документов


Содержание
  1. Мсфо 2016 в россии: что изменилось и кто должен применять?
  2. Кто должен применять МСФО с 2016 года?
  3. Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:
  4. Новое в МСФО 2016 году. Изменения, которые надо учесть в отчетности
  5. Организация подготовки отчетности
  6. При переходе организации на МСФО необходимо решить:
  7. Подготовка первой отчетности по МСФО
  8. Перед подготовкой отчетности по МСФО необходимо:
  9. В рамках подготовки начального отчета о финансовом положении компании необходимо провести следующие работы:
  10. Правила представления отчетности по МСФО
  11. Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности)
  12. Стандарты МСФО
  13. Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО
  14. Принципы МСФО
  15. Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)
  16. История МСФО
  17. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО
  18. Автоматизация МСФО
  19. Международные стандарты финансовой отчетности в России: современное состояние, практика применения и пути дальнейшего развития
  20. 40 МСФО введены в действие Минфином
  21. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России

Мсфо 2016 в россии: что изменилось и кто должен применять?

Международные стандарты финансовой отчетности в россии

Введение МСФО в России в 2016 году имеет длинную предысторию. Малейшая поправка к стандарту может привести к глобальным изменениям в бухгалтерской системе. Только на первый взгляд кажется, что в бухгалтерском учете все незыблемо.

Но именно он отражает функционирование бизнеса и требует к себе повышенного внимания. Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н были снова введены международные стандарты финансовой отчетности (здесь перечень стандартов МСФО 2016).

Приказ зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2016 года и с его помощью введено 40 МСФО и 26 разъяснений МСФО. Ряд приказов Минфина России утратили силу, среди которых от 25 ноября 2011 года № 160н, от 18 июля 2012 года № 106н, от 31 октября 2012 года № 143н, от 24 декабря 2013 года № 135н.

Эти изменения в МСФО 2016 необходимо принять к сведению, чтобы грамотно и эффективно составлять финансовую отчетность без значительных временных задержек и дополнительных трат.

Кто должен применять МСФО с 2016 года?

Список юридических лиц, которые обязаны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО по ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года расширен новыми категориями.

Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:

  • кредитные компании;
  • страховые организации;
  • юридические лица, акции, облигации и другие ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;
  • юридические лица, учредительной документацией которых установлено обязательное представление и публикация консолидированной финансовой отчетности.
  • с 2014 года в список входят организации, выпускающие только облигации и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список.
  • с 2015 года список пополнили управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, осуществляющие клиринговую и страховую деятельность;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), список которых утверждается высшим коллегиальным исполнительным органом власти РФ;
  • открытые акционерные общества (ОАО), ценные бумаги которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается российским Правительством.

Итак, список организаций, которые должны совершить переход на МСФО в России в 2016 году немного дополнен. Напомним, что из списка страховых организаций исключили страховые медицинские компании, которые работают только с обязательным медицинским страхованием. Негосударственные пенсионные фонды и материнские компании были введены в список ради повышения контроля государством их деятельности и защиты интересов некомпетентных инвесторов.

Новое в МСФО 2016 году. Изменения, которые надо учесть в отчетности

Изменения МСФО 2016 внесло Министерство Финансов Российской Федерации в 2015 году, когда выпустило приказ №9 за 21 января “О введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации”.

Этот приказ также приводит в действие силу стандарта МСФО (IFRS) 15 “Выручка по договорам с покупателями и прекращение действия стандартов МСФО (IAS) 18 “Выручка”, МСФО (IAS) 11 “Договоры на строительство”, а также разъяснений: Разъяснения ПКР (SIC) 31 “Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 “Программы лояльности клиентов”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 18 “Передача активов от клиентов”. Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года, но на добровольных основах может быть использован и раньше.

Приказ №133н от 26 августа 2015 года “О введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации” приводит в действие новую редакцию стандарта МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. Стандарт является обязательным к применению с 01 января 2018 года, но также может применяться досрочно.

Соответственно приказу №79н от 19 мая 2015 года “О введении документа международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” в силу вступают поправки для МСФО (IAS) 27 “Отдельная финансовая отчетность”. Изменения дают возможность признавать в отдельной финансовой отчетности инвестиции в дочерние, ассоциированные или совместные предприятия через долевое участие. Поправки обязательны к применению с 1 января 2016 года.

Соответственно приказа №109н от 13 июля 2015 года “О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” вступают в силу поправки о нововведениях в принципах применения исключений из требований о консолидации. Они относятся к стандартам МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные предприятия”, МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” и МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”.

Поправки к МСФО (IFRS) 10 объясняют, что “промежуточным материнским предприятиям” предоставляется исключение из требования о подготовке консолидированной финансовой отчетности. Исключения применяются в случае, если инвестиционная (материнская) компания оценивает дочерние предприятия по справедливой стоимости.

Комании получают право на исключение при соответствии другим требованиям МСФО (IFRS) 10.

В силу вступают поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», относительно разъяснений о существенности и объединении данных, представлении промежуточных итоговых сумм, строении финотчетности и раскрытии данных об учетной политике.

Минфин РФ в 2015 году выпустило приказ №91н от 11 июня 2015 года «О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации».

В соответствии с ним в действие вступают ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014гг. Они касаются стандартов МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Доработка стандарта МСФО (IFRS) 5 разъясняет, что перенесение актива или выбывающей группы из категории “предназначенные для продажи” в “предназначенные для распределения” и наоборот не есть изменениями плана продажи или распределения и не должны отражаться в учете.

То есть их необязательно восстанавливать в финансовой отчетности только из-за того, что способ их выбытия был изменен.

Усовершенствованый стандарт МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», обязывает предприятие раскрыть информацию о характере соглашения, если передает финансовый актив третьей стороне в условиях, не позволяющих прекратить признание этого актива. Информация должна содержать степень продолжающегося участия в активе и риски, которым подвергается отчитывающееся предприятие.

Перечисленные изменения в МСФО с 2016 года вступят в силу или могут применяться на добровольной основе. Так или иначе, чтобы готовить отчетность соответственно МСФО, необходимо провести подготовительные работы, если компания попала под действие ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Организация подготовки отчетности

Если ваша организация обязана представлять финансовую отчетность соответственно МСФО, то необходимо, чтобы этот участок работы выполнял квалифицированные специалисты. Они должны пройти соответствующую подготовку и иметь не только знания, но и практические навыки по применению МСФО.

При переходе организации на МСФО необходимо решить:

  • кто будет выполнять подготовку отчетности — подрядчик или штатный специалист?
  • необходим целый регулярный отдел по работе с МСФО или лучше обратиться к сторонним исполнителям?
  • как отразятся данные отчетности по МСФО на работе компании, на что обратить пристальное внимание?
  • какие данные обязательны к публикации?
  • кто будет отвечать за проверку отчетности по МСФО?

Выбор специалиста, ответственного за отчетность по МСФО зависит от профессионализма персонала и уровня его загруженности. Стоит отметить, что штат можно пополнить сторонним специалистом, либо подготовить из существующих кандидатов, что будет более целесообразно в плане рационального использования ресурсов компании. Изучение международных стандартов финансовой отчетности под руководством маркера АССА позволит специалисту получить крепкие практические знания и навыки и подтвердить их дипломом АССА DipIFR (rus). Если повышать квалификацию специалистов за счет компании, стоит выбирать курсы, программа которых нацелена на актуальные тенденции применения МСФО в России в 2016 и их практическое применение, а не только на теоретическую подготовку.

Сотрудники гораздо лучше разбираются в специфике деятельности компании и могут уделить максимум времени своей профильной работе. Приглашенные специалисты более опытны, но их работа в организации будет поверхностна и с применением шаблонных методов.

Перед представлением и публикацией отчетности по МСФО необходимо получить аудиторское заключение. Аудиторы тщательно проверяют ее и предоставляют заключение и профессиональную оценку.

Если нет никаких замечаний и корректировок, то будут соблюдены установленные сроки подачи финансовой отчетности по МСФО.

Подготовка первой отчетности по МСФО

Первой финансовой отчетностью по МСФО считается первая годовая финансовая отчетность организации в которой были использованы Международные стандарты финансовой отчетности и включено заявление о ее соответствии МСФО.

Организации, которые перешли на международные стандарты, представили первую отчетность в апреле 2016 года, согласно п. 7 ст. 4 ФЗ №208-ФЗ. В связи с этим они должны были заранее подготовить специалистов соответствующей квалификации для подготовки отчетности по МСФО и раскрытия ее содержания.

Для составления первой финансовой отчетности по МСФО в РФ должен применяться МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО»

Этот МСФО должен обеспечивать полную и качественную информацию как первой так и промежуточной финансовой отчетности, которая:

  • прозрачна для пользователей и сопоставима по всем предоставленным периодам;
  • готовится с затратами, не превышающими выгоды от ее составления;
  • является отправной точкой для ведения учета в соответствии с МСФО.

Перед подготовкой отчетности по МСФО необходимо:

  • составить формы отчетности, соответственно международным стандартам;
  • принять содержание пояснений и раскрытий;
  • создать трансформационные и консолидированные таблицы;
  • собрать информацию для входящего баланса;
  • проверить все показатели отчетности на соответствие национальным стандартам и МСФО.

Первое применение МСФО должно быть соотнесено с актуальными стандартами, которые вступили в силу на отчетную дату.

В рамках подготовки начального отчета о финансовом положении компании необходимо провести следующие работы:

  • Признать активы и обязательства по правилам МСФО.
  • Привести к списанию и не признавать активами и обязательствами, если это не разрешают международные стандарты.
  • Выполнить новую классификацию статей соответственно с МСФО.
  • Сделать оценку активов и обязательств по МСФО.
  • Правила представления отчетности по МСФО

    Годовую консолидированную отчетность по МСФО в Росии в 2016 году, как и в прошлых, представляют на рассмотрение акционерам, учредителям, генеральным директорам или собственникам имущества компании.

    Также все организации утвержденного Законом №208-ФЗ списка обязаны подавать годовую отчетность в ЦБ России. Ее предоставляют в электронном формате, подкрепив усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Годовую консолидированную отчетность по МСФО необходимо представить до проведения общего собрания высших органов управления организацией, не позднее 120 дней по завершении календарного периода, за который была подготовлена данная отчетность.

    Необходимость вести отчетность по МСФО 2016 году вынуждает компании пересматривать способ составления бухгалтерского и налогового учета, а также дальнейшего планирования бизнеса. Вместе с тем, компании повышают требования к профессиональному уровню персонала.

    Частые изменения национального законодательства и внесение правок в международные стандарты финансовой отчетности вынуждают их искать на рынке труда профессионалов, которые свободно ориентируются в МСФО.

    Высокую квалификацию таких специалистов подтверждает международный диплом АССА DipIFR (rus).

    Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности)

    Международные стандарты финансовой отчетности в россии

    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности.

    МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета.

    МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.

    Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.

    МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке.

    Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, — это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него.

    Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.

    В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.

    Стандарты МСФО

    Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:

    Концептуальные основы финансовой отчетности

    МСФО/IAS 1
    Представление финансовой отчетности

    МСФО/IAS 2
    Запасы

    МСФО/IAS 7
    Отчет о движении денежных средств

    МСФО/IAS 8
    Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки

    МСФО/IAS 10
    События после окончания отчётного периода

    МСФО/IAS 12
    Налоги на прибыль

    МСФО/IAS 16
    Основные средства

    МСФО/IAS 17
    Аренда

    МСФО/IAS 19
    Вознаграждения работникам

    МСФО/IAS 20
    Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи

    МСФО/IAS 21
    Влияние изменений обменных курсов валют

    МСФО/IAS 23
    Затраты по займам

    МСФО/IAS 24
    Раскрытие информации о связанных сторонах

    МСФО/IAS 26
    Учёт и отчетность по пенсионным планам

    МСФО/IAS 27
    Отдельная финансовая отчетность

    МСФО/IAS 28
    Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия

    МСФО/IAS 29
    Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике

    МСФО/IAS 32
    Финансовые инструменты: представление информации

    МСФО/IAS 33
    Прибыль на акцию

    МСФО/IAS 34
    Промежуточная финансовая отчетность

    МСФО/IAS 36
    Обесценение активов

    МСФО/IAS 37
    Резервы, условные обязательства и условные активы

    МСФО/IAS 38
    Нематериальные активы

    МСФО/IAS 40
    Инвестиционное имущество

    МСФО/IAS 41
    Сельское хозяйство

    МСФО/IFRS 1
    Первое применение МСФО

    МСФО/IFRS 2
    Платёж, основанный на акциях

    МСФО/IFRS 3
    Объединения бизнеса

    МСФО/IFRS 4
    Договоры страхования

    МСФО/IFRS 5
    Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность

    МСФО/IFRS 6
    Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

    МСФО/IFRS 7
    Финансовые инструменты: раскрытие информации

    МСФО/IFRS 8
    Операционные сегменты

    МСФО/IFRS 9
    Финансовые инструменты

    МСФО/IFRS 10
    Консолидированная финансовая отчётность

    МСФО/IFRS 11
    Совместная деятельность

    МСФО/IFRS 12
    Раскрытие информации об участии в других предприятиях

    МСФО/IFRS 13
    Оценка справедливой стоимости

    МСФО/IFRS 14
    Счета отложенных тарифных разниц

    МСФО/IFRS 15
    Выручка по договорам с покупателями

    SICs/IFRICs
    Постановления об интерпретации стандартов

    МСФО для малых и средних предприятий

    Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО

    МСФО охватывают широкий спектр учетных операций. Существуют определенные аспекты деловой практики, для которых МСФО устанавливают обязательные правила. Основы МСФО – это элементы финансовой отчетности, принципы МСФО и виды основных отчетов.

    Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

    Принципы МСФО

    Основополагающие Принципы МСФО:

    • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
    • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

    Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:

    Отчет о финансовом положении: он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.

    Отчет о совокупном доходе: это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.

    Отчет об изменениях капитала: также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.

    Отчет о движении денежных средств: в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.

    В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.

    Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

    Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения.

    Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов.

    МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

    Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO.

    FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой.

    МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

    История МСФО

    МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру.

    Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт».

    Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.

    В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.

    МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) — «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.

    Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.

    Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО

    Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.

    Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

    • Разработка учетной политики;
    • Выбор функциональной валюты и валюты представления;
    • Расчет начальных балансов;
    • Разработка модели трансформации;
    • Оценка корпоративной структуры компании с целью определения дочерних, ассоциированных, аффилированных и совместных предприятий, включенных в бухгалтерский учет;
    • Определение особенностей бизнеса компании и сбор информации, необходимой для расчета корректировок трансформации;
    • Перегруппировка и реклассификация финансовых отчетов по национальным стандартам до МСФО.

    Автоматизация МСФО

    Трансформацию финансовой отчетности МСФО на практике сложно представить без ее автоматизации. Существуют различные программы на платформе 1С, которые позволяют автоматизировать данный процесс. Одним из таких решений является «WA:Финансист».

    В нашем решении существует возможность транслировать данные бухгалтерского учета, осуществлять мэппинг на счета плана счетов МСФО, делать различные корректировки и реклассификации, осуществлять элиминацию внутригрупповых оборотов при консолидации отчетности.

    Кроме того, настроены 4 основных отчета МСФО:

    Рисунок 3. Фрагмент Отчета о финансовом положении МСФО в «WA: Финансист»: закладка мсфо «Основные средства».

    Международные стандарты финансовой отчетности в России: современное состояние, практика применения и пути дальнейшего развития

    Международные стандарты финансовой отчетности в россии

    ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

    УДК 658:796.5(076.5)

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

    Л. И. ЧЕРНИКОВА,

    кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов E-mail: [email protected] ru В. М. ЗАЕРНЮК,

    кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] ru Российский государственный университет туризма и сервиса

    В статье раскрыто современное состояние применения Международных стандартов финансовой отчетности в России, рассмотрены принятые в последние годы законодательные акты по дальнейшему расширению зоны применения Международных стандартов финансовой отчетности, обоснована необходимость разработки государственного проекта «Международные стандарты финансовой отчетности» по всему экономическому сектору.

    Ключевые слова: международный стандарт, финансовая отчетность, аудит, бухгалтерский учет, принцип отчетности, консолидированная отчетность.

    Необходимость форсированного развития финансового рынка для становления рыночной экономики в России предопре-

    делила новый подход к финансовой отчетности.

    Отчетность, составленная по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), дает инвесторам и другим заинтересованным лицам надежную и понятную информацию об отчитывающейся компании, что в свою очередь значительно снижает неопределенность и риски взаимодействия с компанией, а следовательно, делает ее конкурентоспособной на рынке товаров и услуг.

    Международные стандарты финансовой отчетности (International financial reporting standards — IFRS) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой широкому кругу внешних пользо-

    вателей в процессе принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

    Стандарты с 1973 по 2001 г. разрабатывал Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности и выпускал их под названием International accounting standards (IAS). В 2000 г. была проведена серьезная реорганизация структуры и порядка работы Комитета по МСФО. Комитет по МСФО в 2001 г. был реорганизован в Совет по МСФО (International accounting standards board — IASB).

    В апреле 2001 г. Совет МСФО принял существовавшие IAS, и было решено, что вновь разрабатываемые Советом стандарты будут называться «Международные стандарты финансовой отчетности». Начиная с этого времени Совет продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS [5].

    В отличие от некоторых национальных правил составления отчетности МСФО представляют собой стандарты, основанные не на жестко прописанных правилах, в которых можно найти способы, позволяющие обойти какие-либо базовые положения, а на принципах, духу которых должны следовать составители отчетности в любой практической ситуации.

    Среди основных принципов следует выделить:

    • принцип начисления (accrual basis);

    • непрерывности деятельности (going concern),

    • понятности (understandability),

    • уместности (relevance),

    • надежности (reliability),

    • осторожности (prudence),

    • сравнимости (comparability). Дискуссии по применению МСФО в России

    профессиональным сообществом идут уже практически два десятилетия. Исследователями и аналитиками в этой области проанализирован и достаточно полно изучен путь принятия МСФО в России, ее текущее состояние, влияние применения МСФО на учет и отчетность, а также перспективы развития.

    Анализ практического применения МСФО в России показал, что вопрос о применении МСФО возникает чаще всего в ситуациях, когда выходящие на внешние фондовые рынки предприятия, организации и компании должны подготовить отчетность:

    • по американским Общепринятым принципам финансовой отчетности (US GAAP) в случаях, если эти компании собираются работать с крупнейшим в мире американским рынком капитала;

    • по МСФО — в тех случаях, когда компанией поставлена цель работать с неамериканскими биржами, т. е., когда хозяйственный орган собирается получить крупный кредит на выгодных условиях в американских или европейских банках, и кредиторы попросят подготовить отчетность по US GAAP или по МСФО.

    Необходимость применения МСФО возникает также и тогда, когда компания имеет намерение работать с крупным западным инвестором, и инвестор попросит компанию подготовить отчетность по US GAAP или по МСФО.

    На вопрос о том, почему западные инвесторы, акционеры, кредиторы и иные заинтересованные лица просят российские компании подготовить еще один комплект отчетности в дополнение к уже существующим документам, составленным по российским стандартам бухгалтерского учета для российских пользователей отчетности, можно ответить достаточно просто.

    Российская финансовая отчетность, как правило, не дает сопоставимой информации за несколько лет, поскольку в российском бухгалтерском учете нет механизмов, позволяющих вести учет в условиях гиперинфляции российской экономики в 1992—1998 гг.

    Не отличается она и сегодня полнотой информации, которую желает получить внешний пользователь финансовой отчетности; имеет ярко выраженный налоговый акцент; отличается завышением активов и рентабельности, т. е.

    представляет компанию в более выгодном свете, чем это имеет место на самом деле.

    Кроме того, следует учитывать и то, что единые подходы к формированию финансовой отчетности на основе МСФО дают не только возможность сопоставить финансовую отчетность российских компаний с финансовой отчетностью их зарубежных партнеров и конкурентов, но и дают конкурентные преимущества в получении кредитов от государственных и частных западных структур.

    Финансовая отчетность нужна не только внешним, но и внутренним пользователям, анализирующим деятельность компании для принятия экономических решений на длительную перспективу.

    Наилучшую основу для выбора экономических вариантов и альтернатив, стоящих перед компанией, может дать объективная информация о состоянии бизнеса, именно в этом заключается главная цель, которую преследует применение МСФО.

    В отличие от российских стандартов МСФО предполагает не формальный, а максимально реалистичный учет текущей ситуации в компании, ведь основополагающая разница, существующая между этими двумя отчетностями, — это принципы оценки активов и обязательств и соотнесение доходов и расходов с отчетным периодом.

    Их по существу всего два, но это кардинальные принципы, которые прибыльную организацию могут превратить в компанию убыточную, и компанию, средним образом капитализированную по российским стандартам, превратить в компанию — скрытого банкрота, т. е. это те две разницы, которые решают, жить компании или стать банкротом и в итоге прекратить свою деятельность.

    Поэтому при принятии управленческих решений правильнее опираться на данные МСФО. С другой стороны, наличие отчетности по МСФО у российских компаний повышает их прозрачность в глазах их иностранных контрагентов и возможных инвесторов.

    Таким образом, составление и публикация данных отчетности по международным стандартам является признаком как высокого качества корпоративного управления, так и информационной открытости компании.

    Важность подготовки и публикации отчетности по МСФО приобретает особую актуальность в условиях кризиса. Оперативная подготовка отчетности по МСФО позволит более правильно оценить реальную ситуацию в компании и принять правильные антикризисные меры. Игроки рынка, которые не делают этого, могут навлечь на себя подозрения о наличии у них финансовых затруднений.

    В августе 2010 г. вступил в силу переданный для рассмотрения в Государственную Думу еще в 2004 г. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ), который

    устанавливает обязательное применение крупными компаниями Международных стандартов финансовой отчетности [3].

    Законодательной власти потребовалось практически шесть лет, чтобы определить общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

    По замыслу разработчиков, данный закон повысит качество и прозрачность финансовой отчетности крупнейших российских организаций и компаний, будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в российскую экономику, что крайне важно для нынешнего этапа экономического развития страны.

    В Законе № 208-ФЗ урегулирован порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности кредитными и страховыми организациями, а также компаниями, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах.

    Для банков и страховщиков установленные законом правила начинают действовать с отчета за год, следующий за годом признания МСФО для применения в России, компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовых биржах начиная с отчета за 2015 г.

    Таким образом, уже в 2012—2013 гг. по всем российским страховым компаниям можно будет увидеть консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО.

    Новая отчетность страховщиков, по имеющимся оценкам аналитиков, может показать, что их величина активов будет ниже, чем по российским стандартам (далее — РСБУ), так как по российскому учету активы были, образно говоря, «раздуты» из-за внутригрупповых потоков, и стоимость активов по РСБУ, как правило, оказывается несопоставимой с рыночной стоимостью.

    Кроме того, оценка резервов под обесценение активов поможет выявить не только прибыльные, но и убыточные направления деятельности, корректное отражение расходов и доходов покажет реальный финансовый результат [4].

    Переход к международным стандартам, являющийся одним из необходимых средств реформирования национального бухгалтерского учета, осуществляется в российском экономическом пространстве постепенно, начиная с конца 1990-х гг. Так, в 1998 г. в России принята и исполняется

    программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

    Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) с июня 2006 г. ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО). После принятия Закона № 208-ФЗ в 2011 г. было принято Положение о признании МСФО и их разъяснении для применения на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).

    40 МСФО введены в действие Минфином

    Международные стандарты финансовой отчетности в россии

    Министерство финансов России ввело в действие на территории России 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

    Минфин опубликовал приказ от 28.12.2015 N 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации».

    Документ объединил порядок применения российскими организациями МСФО, некоторые из которых уже были введены ранее.

    Ведомство сообщило, что с момента опубликования международных стандартов на официальном сайте министерства все прошлые приказы по МСФО утрачивают силу.

    В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г.

    № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» применение МСФО является обязательным для всех организаций, которые сдают консолидированную финансовую отчетность и попадают под действие статьи 25.1 Налогового кодекса РФ.

    Для всех остальных организаций существует возможность выбора стандартов отчетности в учетной политике. Они могут использовать не все введенные Минфином МСФО, а только некоторые из них.

    Полный перечень международных стандартов, действующих в России на 9 февраля 2016 года, выглядит следующим образом:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 «События после отчетного периода»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 «Договоры на строительство»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» ;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 «Прибыль на акцию»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 «Выплаты на основе акций»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях»;
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
  • Кроме того, Минфин опубликовал 26 разъяснений по применению этих стандартов. В них содержатся требования к применению каждого МСФО, объяснение терминологии и соотношения стандартов между собой.

    Использование МСФО согласовано с Банком России. Однако некоторые из стандартов не применяются страховыми и кредитными организациями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, негосударственными пенсионными фондами, клиринговыми организациями и паевыми инвестиционными фондами, в частности, МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

    В связи с обновлением МСФО, действующих в России, Совет по международным стандартам финансовой отчетности объявил о выходе в марте новой версии сборника стандартов МСФО, который иначе называют «Красная книга».

    В него войдут все МСФО, утвержденные Минфином и действующие на территории России по состоянию на 1 марта 2016 года.

    Обязательными к применению для всех международные стандарты финансовой отчетности IFRS станут с 1 января 2018 года.

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

    Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России

    Международные стандарты финансовой отчетности в россии

    Интервью с Леонидом Шнейдманом

    Планы правительства внедрить международные стандарты бухучета (МФСО) в России уже к 2000 году не осуществились. Каковы шансы перехода на МСФО к 2005 году?

    Этот срок, конечно, более реалистичен. Изменить правила, стандарты сравнительно несложно. Однако эти правила должны реально заработать, бухгалтеры и пользователи должны изучить и понять их. Наконец, нужна система контроля за их выполнением. Все это представляется значительно более масштабной задачей.

    Вместе с тем я не соглашусь, что первый этап реформ закончился ничем. Во-первых, из международных стандартов в российские были заимствованы ряд принципиально новых понятий. Например, такие, как «связанные стороны», «деловая репутация», «сегментная информация», «условные обязательства».

    Во-вторых, Россия стала признаваться международным профессиональным сообществом – представитель России входит в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. В-третьих, был создан Институт профессиональных бухгалтеров России – профобъединение, позитивную роль которого в преобразовании бухучета переоценить сложно.

    В-четвертых, все большее число компаний переходит на МСФО все более осознанно.

    А ведь до 1998 года решение о переходе на МСФО диктовалось лишь модой, было лишь показателем успеха – сродни покупке «Мерседеса» последней модели. В-пятых, дисциплина МСФО включена в программы российских вузов. Разве это не результат? Хотя, конечно, всегда хочется большего.

    Каковы концептуальные различия между МСФО и российскими правилами бухучета?

    Российские правила – это система предписаний по конкретным вопросам. МСФО же задают лишь требования и принципы финансовой отчетности, которые реализуются посредством профессионального суждения бухгалтера. МСФО основаны на приоритете экономического содержания по отношению к форме.

    Неважно, каким договором вы оформили сделку, – важно ее содержание. Возьмем, к примеру, договор аренды.

    Если он составлен так, что все риски и выгоды от него приходятся на арендатора, то по МСФО арендуемый объект будет отражен в его отчетности (хотя при этом право собственности по-прежнему останется у арендодателя).

    Разница состоит и в объеме раскрываемой информации. Хотя в российских правилах сделан значительный шаг вперед: сегодня они требуют раскрытия такого объема информации, который не возможно было представить всего лишь несколько лет назад. Тем не менее, это все еще не тот объем, которого требуют МСФО.

    Не кажется ли вам, что форсированное внедрение МСФО приведет лишь к новым проблемам?

    Переход на МСФО – мировая тенденция; оставаться впредь со своими стандартами – это идти против нее. Если Россия решила строить экономику западного типа, то нужно стремиться ей соответствовать. В том числе и в бухучете.

    Я уверен, что Россия будет недолго «догонять» западные страны и довольно скоро превратится в сильного игрока. Но это произойдет лишь в том случае, если российские бухгалтеры будут прилежными учениками. На рубеже Х1Х-ХХ веков русская школа бухучета была одной из сильнейших в мире. И это дает основания надеяться, что на данном поприще Россия из аутсайдера способна превратиться в лидера.

    Помимо внутрироссийских факторов, затрудняющих переход на МСФО, существуют и внешние. Скажем, нерешенность вопроса о признании МСФО наравне с американскими стандартами на мировом рынке капитала…

    Нельзя в качестве оправдания медленного перехода на МСФО в России говорить о неполном признании их в США. Различия между МСФО и правилами США не идут ни в какое сравнение с отличием российских правил от МСФО. В первом случае различия в частностях, а не в принципах и концепциях.

    Это позволяет сравнительно легко «переводить» отчетность по МСФО в отчетность по американским правилам. Перевод же российской отчетности в отчетность по МСФО – значительно более сложный процесс. Кроме того, сегодня осуществляется целый комплекс мер по обеспечению признания МСФО на американском рынке.

    И уже можно говорить об определенном позитивном движении.

    Будет ли переход на МСФО способствовать притоку инвестиций?

    И да, и нет. Да, потому что инвесторы получат информацию, благодаря которой можно будет оценить объект возможных вложений. Следовательно, снизятся риски инвестирования и увеличится доверие к российскому менеджменту.

    Нет, потому что дело не только в бухучете. Качество финансовой отчетности способствует инвестициям, но не является решающим фактором. Не стоит ожидать, что после перехода на МСФО на нас прольется золотой дождь.

    Для создания благоприятного инвестиционного климата есть вещи более важные.

    Какую пользу принесут МСФО российским предприятиям?

    Это, пожалуй, самый сложный вопрос. На первый взгляд кажется, что МСФО главным образом способствуют выходу на мировые финансовые рынки. Однако для большинства российских предприятий интерес состоит в другом.

    Применение МСФО позволяет обеспечивать менеджеров такой информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, повысить прозрачность компании, укрепить систему корпоративного поведения, а следовательно, доверие к менеджменту.

    Помимо этого, использование МСФО способствует улучшению делового климата в стране и укреплению чувства уверенности у предпринимателей.

    Как добиться того, чтобы предприятия перешли на международные стандарты с минимальными потерями?

    Во-первых, не надо заставлять всех делать это с завтрашнего дня. Это только нервирует бухгалтеров и ничего хорошего не дает. Во-вторых, МСФО должны быть адаптированы к условиям российской экономики. В-третьих, нужно сформировать спрос на информацию, подготовленную по МСФО.

    Когда менеджеры и российское инвестиционное сообщество поймут, какую пользу они смогут извлечь, работая по международным стандартам, тогда и процесс перехода станет безболезненным. Кроме того, неплохо вспомнить популярный когда-то лозунг Ленина: учиться, учиться и учиться.

    И начинать учиться надо не с конкретных правил, а с философии, в них заложенной.

    Правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций, за исключением кредитных, регулируются законодательством Российской Федерации, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», некоторые другие законодательно-нормативные акты.

    Они также включают нормативные акты по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации. Соблюдение этих правил обязательно.

    Согласно Закону «О бухгалтерском учете» неприменение правил бухгалтерского учета допускается в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации.

    Кроме того, хотя ряд правил, утвержденных в установленном порядке, формально соответствует Международным стандартам финансовой отчетности, их применение и интерпретация могут отличаться. Эти и другие обстоятельства могут привести к отклонениям от правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и, следовательно, отличиям от МСФО, не рассмотренным ниже.

    Отличия бухгалтерской отчетности по российским правилам от финансовой отчетности по МСФО могут быть обусловлены отсутствием правил по следующим вопросам:

    • использование для учета объединения компаний метода покупки или метода объединения интересов: МСФО 22.8
    • признание резервов при объединении компаний, учтенных по методу покупки МСФО 22.31
    • консолидация специализированных компаний: ПКИ 12
    • пересчет данных финансовой отчетности, выраженной в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату: МСФО 29.8
    • пересчет данных финансовой отчетности дочерних компаний, выраженной в валюте страны с гиперинфляционной экономикой: МСФО 21.36
    • учет накопленных отсроченных сумм курсовой разницы при выбытии зарубежной компании: МСФО 21.37
    • обесценение активов: МСФО 36
    • снятие финансового актива с учета: МСФО 39.35
    • признание стимулов по договору операционной аренды: МСФО 17.25; ПКИ 15
    • учет пенсионных планов с установленными выплатами и некоторых других видов вознаграждений работникам: МСФО 19.52
    • учет отложенных налогов: МСФО 12
    • учет финансовых инструментов эмитента: МСФО 32.18/23
    • учет производных инструментов при хеджировании: МСФО 39.142
    • учет курсовых разниц, образовавшихся в результате серьезной девальвации или снижения стоимости валюты: МСФО 21.21; ПКИ 11
    • признание снижения, за исключением временного, в балансовой стоимости долгосрочных финансовых вложений, отличных от вложений в акции других организаций, обращающиеся на фондовой бирже: МСФО 25.23

    Отсутствуют конкретные требования по раскрытию:

    • изменений в капитале в качестве основной формы финансовой отчетности: МСФО 1.7
    • движения денежных средств в качестве основной формы финансовой отчетности: МСФО 7
    • стоимости запасов, рассчитанной способом ФИФО или текущей стоимости, в случае оценки запасов в отчетности способом ЛИФО: МСФО 2.36
    • справедливой стоимости финансовых активов и обязательств: МСФО 32.77
    • справедливая стоимость инвестиций в недвижимость: МСФО 40.69
    • информации о связанных сторонах, за исключением организаций, имеющих определенную организационно-правовую форму (акционерные общества); определение связанной стороны дано в соответствии с законодательством более узко: МСФО 24.1-4
    • прекращаемой деятельности: МСФО 35
    • некоторых данных по сегментам (например, выверка информации по отчетному сегменту с суммарной информацией в финансовой отчетности; существенные неденежные расходы, кроме амортизации, включенные в расходы сегмента и вычитаемые при определении финансового результата – для каждого отчетного сегмента): МСФО 14.61/67

    Существуют несоответствия между российскими правилами учета и финансовой отчетности и МСФО, которые могут привести к различиям в определенных областях для многих компаний.

    В соответствии с российскими правилами:

    • затраты на НИОКР могут быть капитализированы при определенных условиях: МСФО 38.42/51
    • величина деловой репутации рассчитывается с использованием балансовой стоимости приобретенных чистых активов: МСФО 22.40


    Оцените статью