Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

kritika o povesti sobache serdce bulgakova otzyvy analiz suti smysl i ideja 70adf62 Обучение
Содержание
  1. Анализ повести Булгакова «Собачье сердце» | Литерагуру
  2. История создания
  3. Основные проблемы
  4. В чём смысл книги?
  5. Главные темы
  6. Сатира и юмор
  7. Основная идея
  8. Главные герои и их характеристика
  9. Основные мотивы творчества Булгакова
  10. Анализ произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»
  11. «Собачье сердце», анализ повести Булгакова
  12. Жанровые особенности
  13. Проблематика
  14. Сюжет и композиция
  15. Метафорический подтекст
  16. Герои повести
  17. Стилистические особенности
  18. Анализ повести Булгакова «Собачье сердце»
  19. История создания повести «Собачье сердце»
  20. Жанровое своеобразие повести
  21. Анализ идеи повести Собачье сердце
  22. Основные герои произведения
  23. Сюжет и композиция повести
  24. Рецензия на повесть М. Булгакова «Собачье сердце»
  25. Другие рецензии на творчество Булгакова:
  26. Буду признательна, если поделитесь ссылочкой:
  27. Комплексный анализ текста повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”

Анализ повести Булгакова «Собачье сердце» | Литерагуру

Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

История создания

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени.

Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными.

Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Обратите внимание

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека.

С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу.

Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно.

Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии.

Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность.

Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них.

Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека.

Важно

Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность.

Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами.

Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке.

Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений.

Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки.

Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений.

Совет

Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами.

А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу.

Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду.

Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества.

Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду.

Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями.

Обратите внимание

Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Дружба и вражда между дубровским и троекуровым в романе “дубровский”: причины ссоры

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата.

Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу.

Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны.

Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны.

Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  • Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр.

    Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое.

    Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое.

    Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.

  • Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям.

    Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».

  • Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку.

    У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.

  • Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития.

    Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

  • Основные мотивы творчества Булгакова

    Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

    • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
    • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой.  В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
    • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
    • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

    Анализ произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»

    Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

    Повесть «Собачье сердце» была крайне негативно принята критиками после ее написания, и лишь спустя несколько десятков лет она увидела мир.

    История о превращении собаки в человека может ошибочно показаться основной, фантастической задумкой автора. По сути, Булгаков использует свойственный ему в романе «Мастер и Маргарита» принцип зеркала.

    Здесь гармонично сочетаются две параллели, которые имеют, при этом, общую суть.

    Общей картиной повествования является время революции 1917 года. Герой произведения профессор Преображенский возмущается происходящим, не понимая необходимости уничтожения естественного, нормального быта.

    Важно

    Парадная дверь забита досками, с лестницы убрали ковер, по мрамору начали ходить в грязной обуви.

    Вокруг разруха, которая начинается в головах, так как люди гоняются за миражами, кричат лозунги и больше не занимаются нужными вещами, как это было прежде для соблюдения порядка и естественного хода жизни.

    Второй линией повести является образ Шарикова – результат эксперимента профессора. Он вмешивается в природу и хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки. Однако его попытки не увенчались успехом.

    Шариков совершенно не поддается образованию, презирает этику. Он неуправляем и агрессивен.

    При этом его принимают за своего человека революционеры, обучают его лозунгам, делают маленьким, но начальником и он возрастает в своих глазах, оставаясь таким же неприятным и опасным субъектом.

    Попытки Преображенского привить ему правила хорошего тона доводят до того, что Шариков пишет на профессора доносы, и даже угрожает ему оружием. При этом Преображенский всегда старался победить необузданность и злобу Шарикова лаской, полагая, что террор, какого бы цвета он ни был, не может создать ничего хорошего.

    В повести ярко просматривается невозможность созидания. Зло не может породить добро и из крови, которая захлестнула всю страну, по мнению Булгакова, который скептически воспринял революцию, не могло получиться ничего, кроме глобальной трагедии.

    Автор говорит о том, что вмешательство человека в природу и изменение ее приводит только к разрушению. Это подтверждается двумя примерами. Насильственное вмешательство профессора в собачью жизнь, в законы природы породили опасное существо – Шарикова.

    Совет

    Вмешательство в законы общества, в многовековые устои и обычаи, в разрушение самой основы жизни, как это произошло во время разрушения Российской Империи, повлекло лишь голод, войны и смерти.

    Уничтожения и убийства не способны построить ничего лучше прежнего, равно как и человек не смеет вмешиваться в природу и рушить «фундамент собственного дома» – искоренять собственную культуру, историю, традиции и ценности.

    В повести Булгакова Шариков снова становится псом, Преображенский осознается свое заблуждение и исправляет положение, чего нельзя сказать о мире вокруг. Именно о невозможности вернуть, восстановить и создать предупреждал автор в своем произведении «Собачье сердце».

    «Собачье сердце», анализ повести Булгакова

    Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

    Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию.

    Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате.

    Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

    В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

    Тест по пьесе “гроза” островского в вопросах и ответах (викторина)

    Жанровые особенности

    Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

    Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

    Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

    Проблематика

    Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей.

    Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь.

    Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

    Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

    Сюжет и композиция

    Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина.

    В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата.

    Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

    Обратите внимание

    Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

    Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку.

    Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

    Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

    В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

    Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

    Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

    Важно

    Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

    Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

    Метафорический подтекст

    У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

    Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

    Герои повести

    Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.

    Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.

    Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.

    Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель».

    Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины.

    В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».

    У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.

    Совет

    Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.

    Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».

    Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».

    Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.

    Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.

    Стилистические особенности

    Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов…» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).

    Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.

    Общество 20-х гг. характеризуется в повести с помощью иронии, пародии, гротеска.

    • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова

    • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

    • «Мастер и Маргарита» – особенности жанра и структуры романа

    • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

    • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты

    • Проделки Воланда и компании в Москве

    • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова

    • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова

    • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова

    • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова

    • «Бег», анализ пьесы Булгакова

    • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова

    • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова

    • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

    • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

    По произведению: «Собачье сердце»

    По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

    Анализ повести Булгакова «Собачье сердце»

    Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

    Вы здесь

    Михаил Булгаков это признанный автор, произведения которого пользуются популярностью у читателей и сегодня. Такие произведения как Мастер и Маргарита, Роковые яйца, Белая гвардия проходят даже по школьной программе. Мы же хотим сделать разбор другого литературного шедевра от Булгакова. Читайте ниже анализ повести «Собачье сердце».

    История создания повести «Собачье сердце»

    Повесть написана в 1925 году, опубликована после смерти Булгакова. Писатель описал настоящую реальность того времени с добавлением фантастических элементов. Такой прием используется для усиления действительности. Писатель-мистик, самый загадочный из своих современников, взбудоражил всех читателей и критиков этой повестью. Давайте проведем анализ жанра повести «Собачье сердце».

    Жанровое своеобразие повести

    По всем литературным канонам – это повесть, но если углубиться, то это социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастического. Социальная, потому что описана жизнь Москвы, ее будни и жители.

    Философская, потому что присутствуют рассуждения о новом мире, новом человеке. Сатирическая, потому что к описанию второстепенных героев Булгаков подошёл с юмором.

    Фантастическая, потому что содержится эпизод перевоплощения собаки в человека.

    Главная тема повести – философская. Опасный эксперимент по созданию нового человека с непредвиденными последствиями. Стремление изменить мир к лучшему.

    Анализ идеи повести Собачье сердце

    Идейность творчества Булгакова есть и в этой повести. Наличие двух миров. Квартира Преображенского как будто зазеркальный мир. С одной стороны, уютное жилище, а с другой – просторное безграничное пространство. Второй объект – мир за дверью квартиры. Глазами героев всё вокруг грязное, жалкое, злое.

    Люди на улице – жадные и страшные. Такая идейность показывает наличие Мира и Хаоса. Присутствует движение сюжета. Герои пытаются найти равновесие в этих двух мирах и борются сами с собой. Булгаков хотел показать жизнь интеллигенции и народа. Как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

    В анализе повести “Собачье сердце” немаловажно рассмотреть и главных героев.

    Основные герои произведения

  • Пёс Шарик – гражданин Шариков. Изначально неглупое животное, обладающее разумом. Став человеком, превратился в невоспитанную и грубую личность. Но все же рассматривая образ Шарикова, какой вывод можно сделать? Шариков человек или животное?
  • Профессор Преображенский – представитель интеллигенции, высоконравственный человек.
  • Сюжет и композиция повести

    В произведении рассказывается о том, как профессор решил пересадить внутренние секреции человека собаке. Но ожидания не оправдались. Операция прошла успешно и Шариков стал тем, чьи органы ему пересадили. Он отказывался учиться хорошим манерам. В один день он пришел к профессору и сказал, что имеет разрешение на то, чтобы иметь прописку в его квартире.

    Помимо этого, Шариков написал на профессора донос. Когда к нему пришел следователь, который подозревал его в убийстве Шарикова, Преображенский показал ему облезшего пса, после увиденного, представитель закона упал в обморок. Профессор не сразу хотел возвращать всё на свои места, он надеялся на постепенное преображение Шарикова, но этого не вышло.

    Он стал угрозой для социума.

    Более подробно узнать сюжет вы можете прочитав на нашем сайте краткое содержание повести Собачье сердце.

    Обратите внимание

    Какой же вывод можно сделать после того как мы выполнили анализ повести «Собачье сердце»? Люди обладают разными склонностями и часто отрицательными качествами. Но способен ли человек измениться? Каждый должен ответить на этот вопрос самостоятельно. Судьба человека в его руках, а значит каждый может формировать себя как личность.

    На нашем сайте вы можете познакомиться не только с кратким содержанием, но и читать книгу «Собачье сердце».

    Рецензия на повесть М. Булгакова «Собачье сердце»

    Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

    статьи

    школьная программа

    Повесть «Собачье сердце» была готова к изданию через восемь лет после революции, но опубликовать ее решились лишь в конце 80-х: очень долго произведение пугало цензуру недвусмысленностью аллегории, слишком жестокой и очевидной казалась правда о пролетарской власти и новом общественном устройстве России. А сейчас это произведение даже входит в школьную программу по литературе.

    Поражает, насколько проницательным оказался Булгаков в отношении последствий пролетарского переворота. Его задача – предупредить о них интеллигенцию, которая либо сочувствовала Советам, либо не задумывалась над проблемами, возникшими вследствие их победы.

    Действие повести имеет четкие пространственные и временные рамки: все события происходят в течение нескольких недель, а герои лишь изредка покидают квартиру Преображенского. Персонажей не больше, чем нужно, чтобы создать миниатюрную модель русского общества 20-х годов: два интеллигента, прислуга, представители двух уровней власти, пролетарий.

    Профессор Преображенский решается на рискованный эксперимент: он вживляет собаке гипофиз маргинала Клима Чугункина, «трагически погибшего» в пьяной драке. Собака постепенно сбрасывает шерсть, теряет хвост, становится на две ноги, но при этом в новом существе развиваются худшие черты люмпена-прародителя.

    Жизнь в квартире становится адом, и доктор возвращает собаке, перевоплотившейся в «гегемона», прежний вид. Смысл аллегории очевиден: старая аристократия, лучшая часть русской интеллигенции сначала провоцирует роковое превращение, а позже не может смириться с бесчинством новой власти Швондеров и Шариковых.

    Авторская позиция выражается на страницах повести с помощью героев, близких Булгакову по убеждениям, – Преображенского и Борменталя.

    Писатель вовсе не отрицает необходимости создания общества, основанного на концепции социальной справедливости, но равенство, по его мнению, не является признаком равноправия.

    Важно

    Никакое общественное устройство не должно быть нелепой и необоснованной уравниловкой, а тем более – «экспроприацией экспроприаторов». Автора страшит шариковский принцип – «взять все и поделить».

    Булгаков не занимается критиканством – он просто фиксирует реально существующие явления. Именно революционный триумф повлек за собой разруху. О ней пренебрежительно говорит профессор Преображенский.

    По его мнению, разруха неизбежно наступает тогда, когда люди не работают, а поют гимны, заседают на нескончаемых собраниях и «мочатся мимо унитаза».

    Это не грубость, не оскорбление, а меткий намек на нежелание пролетариата наследовать культуру, веками укоренявшуюся в среде лучших людей России.

    Лишь после воцарения «честной и справедливой» власти с лестницы стали пропадать калоши, начали замерзать и лопаться трубы, исчезать из лавок продукты.

    Булгаков, как и Преображенский, до крайности возмущен тем, что пролетариат не желает развиваться и трудиться, мешает работать другим – тем, кто подобно профессору и его ассистенту, это делать умеет и любит.

    Профессор считает, что праздная жизнь – вовсе не счастье, а путь к деградации личности и общества. Чтобы реализовать эту мысль и заострить многие другие злободневные проблемы, Булгаков мастерски использует художественные средства.

    Прием, который всегда удается писателю, – мистификация. Вместе с гротеском она создает художественный мир повести. Композиционное построение «Собачьего сердца» тоже подчиняется общему замыслу. Например, огромное значение в раскрытии идеи имеет дневник Борменталя.

    Совет

    Зоопсихологизм помогает автору провести антитезу: внутренние монологи Шарика подтверждают наличие рефлексии у собаки, в то время как Шариков-человек ее напрочь лишен. Животное глубже чувствует и логичнее мыслит, поэтому пес гораздо симпатичнее Чугункина. Обидный вывод, но точный.

    Не случайно Булгаков делает заметными фигурами Дарью и Зину. Они тоже люди из народа, но при этом полная противоположность Швондерам и Чугункиным. Прислуга Филиппа Филипповича не намеревается лезть во власть, не собирается предавать своих прежних господ.

    Наоборот, здесь, в доме Преображенского, существует полная гармония между слугами и господами, основанная на справедливом разделении труда и взаимном уважении.

    Сатира Булгакова – это еще и глубокое социальное исследование, потому что в «Собачьем сердце» подняты острые проблемы, связанные с общественным переустройством первых послереволюционных лет.

    Очень колоритен язык булгаковской повести. Здесь звучат голоса двух эпох – старой и новой, пролетарской. Речь Швондера кажется Преображенскому бредом, бессмысленным жонглированием глупыми аббревиатурами и канцеляризмами.

    Подобные слова представляются дуракам и неучам важными, емкими, именно потому они так нравятся Шарикову. Вместо книг у пролетариата брошюры Маркса и Энгельса, вместо Библии – календарь.

    Булгаков намеренно вводит сцену «крещения» Шарикова и младенцев Розы и Клары.

    Глупое имя Полиграф Полиграфович, взятое Шариковым из календаря, как будто противопоставляется звучному имени доктора – Филипп Филиппович.

    Преображенский и Борменталь – носители красивого, чистого русского языка, которым прекрасно владела дореволюционная интеллигенция. У них можно учиться орфоэпии и риторике. Но Шариков с исступлением разрушителя противится влиянию культурных людей. По мнению Булгакова, нежелание принимать национальное культурное наследие – тенденция времени.

    Обратите внимание

    Такие невеселые мысли автор воплощает с помощью сатиры. Он считает, что о серьезном лучше всего говорить шутя.

    Гротеск, ирония, фантасмагория позволяют писателю заострить уродливые черты неизбежных в любом обществе перекосов, отметить отклонения от законов здравого смысла.

    Его произведения указывают людям, что же подлежит исправлению в наши дни, чего мы должны стыдиться, чего бояться, а чем гордиться.

    Отзыв на повесть Булгакова «Собачье сердце» написал Федор Корнейчук.

    Другие рецензии на творчество Булгакова:

    Особенности композиции и сюжета в романе «Мастер и Маргарита»

    Анализ эпизода «Прощение Понтия Пилата»

    Буду признательна, если поделитесь ссылочкой:

    Комплексный анализ текста повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”

    Критика о повести “собачье сердце” булгакова: отзывы, анализ сути, смысл и идея

    Московский институт открытого образования

    Кафедра филологических наук

    Анализ повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

    Подготовила учитель

    русского языка и литературы

    Бутримова Н.С.

    Москва, 2014

    Михаил Афанасьевич Булгаков создал свою повесть «Собачье сердце» в период революционных изменений в России. М.А. Булгаков относился к тем писателям, которые критиковали социалистическое строительство, высмеивали методы построения социалистического общества. Жанр антиутопии становится своеобразной формой борьбы против абсурдного государственного устройства.

    Сатирическая повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а опубликована только через 62 года в 1987 году. Это сложная и многозначная повесть. Профессор Преображенский из милейшего пса Шарика путем эксперимента создает «редкую мразь» Шарикова. Этот эксперимент обнажает абсурд, творящийся в обществе в 20-е годы XX века. Произошедшая революция ведет к полному развалу страны.

    Россия практически уничтожена. Булгаков уже тогда понимал, что произошло. Он, не стесняясь, высмеивает советскую власть, «певунов» , говорит о необходимости каждому заниматься своим делом.

    «… Хотя, если когда-нибудь, если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что вся эта социальная кутерьма – просто-напросто больной бред…» В итоге, 7 мая 1926 года рукопись повести «Собачье сердце» была конфискована.

    Очень много споров возникает вокруг названия повести. Сам автор заставляет своих героев задуматься над тем, кто о них получился в результате эксперимента. Человек с собачьим сердцем? Но самое страшное заключается в том, что пес совершенно ни при чем, у Шарикова «…именно человеческое сердце.

    И самое паршивое из всех, которое существует в природе». Профессор Преображенский полностью отдает отчет в том, что он сделал: «… Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают!..

    » Возможно, сердце собаки Шарика и было самым человечным и добрым, вообще, собака – это преданное и любящее существо.

    Такой персонаж как Швондер – это тоже человек с собачьим сердцем, без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.

      Булгаков говорит о том, что среди нас очень много людей с собачьими сердцами, и они проявляют себя в определенные моменты, например, мать, отказывающаяся от своего ребенка. Важно

    Булгаков пишет, что собачья сущность в Шарикове заключается только в охоте на котов, но и она скоро пройдет и останется самое страшное – Клим Чугункин, который получил вторую жизнь.

    Композиция повести «Собачье сердце», скорее всего, кольцевая. Произведение начинается монологом Шарика и заканчивается размышлениями Шарика. Полиграф Шариков пропал, будто его и не существовало вовсе. Пес Шарик не помнил своего «человеческого» прошлого, он знал только одно: «Так свезло мне, так свезло…просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире…»

    В повести присутствуют несколько повторяющихся фраз милейшего пса Шарика: « Свезло мне…». Пес увидел в загадочном господине спасение, он готов руки целовать, только за кусок «гнилой лошади».

    Развитие сюжета повести дает читателю возможность увидеть как меняются персонажи Булгакова. Пес Шарик превращается сначала в «новый организм», потом в Шарикова Полиграфа Полиграфовича, и опять в милейшего пса Шарика.

    Профессор Преображенский предстает перед читателем господином, не товарищем, не гражданином, а именно господином, очень эмоциональным уверенным в себе человеком, для которого характерны горестные восклицания, громоподобный голос»: «…Филипп Филиппович вошел в азарт, ястребиные ноздри его раздувались.

    Набравшись сил после сытного обеда, гремел он, подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром…» Что же происходит с «древним пророком» после операции? Шарик становится человекоподобным существом, беспрерывно ругающимся, в нем воскресает Клим Чугукин.

    Все это производит на Филиппа Филипповича «удивительно тягостное впечатление», он теряет самообладание, становится нервным. Доктор Борменталь в «Истории болезни» пишет, что после совещания с Филиппом Филипповичем «впервые…видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Здесь и появляется старик впервые.

    Ученик профессора глубоко уважает своего учителя, но повторяющееся «старик» не оставляет сомнения в том, что опыт профессора Преображенского сломал этого сильного человека, который становится прежним профессором после возращения милейшего пса Шарика: «Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал пред ночными гостями и извинился, что он в халате». Профессор Преображенский – потрясающий персонаж, он откровенно издевается над домоуправлением, постоянно повторяя одну и ту же фразу : «Пропал калабуховский дом!», приводя тем самым в негодование товарищей. Совет

    Булгаков дает своим героям более чем говорящие имена: Шарик – детская игрушка, несущая радость, в этом слове присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс, такого пса хочется погладить, от него не ждешь никакой подлости. Филипп Филиппович – дословно «любящий коней», в этом есть свой особый смысл, конь не подпустит к себе плохого человека с «собачьим сердцем».

    Профессор Преображенский являет собой образец русской интеллигенции, он – владелец 8-ми комнатной квартиры, в которой он не только живет, но и работает.

    После революции он остался жить и работать в Москве, он не способен бросить друга в трудной ситуации: «Я – московский студент, а не шариков!», его квартира наполнена особыми вещами, создающими общий уют: « Свет заливал целую бездну предметов, из которых самым занятным оказалась громаднейшая сова, сидящая на стене на суку».

    И речь его являет собой образец дореволюционной школы: «Голубчик», он обращается ко всем, даже к Шарикову на «Вы», тем не менее, в его речи можно увидеть и просторечные слова, которые совершенно естественным образом вписываются в его образ.

    Клим Чугункин – с одной стороны, Клим переводится как милостивый, но Булгаков дает ему «замечательную» фамилию Чугункин. Чугун – тяжелый металл, но тем не менее, он очень хрупок.

    Как раз в таких людях и нуждалась революция: с одной стороны спокойный, мягкий, милостивый, а с другой – очень хрупкий, его легко сломать, подмять под себя, и если это происходило, то чугункины всей своей тяжестью наваливались на людей, уничтожая все человеческое на своем пути.

    В своей повести Булгаков соединяет Клима Чугункина с новым творением Полиграфом Полиграфовичем. Тем самым он хочет показать всю абсурдность новой власти, всю ее лживость, стремление к разрушению. Михаил Булгаков смеется над «новой эрой» и появляется Полиграф – детектор лжи, необходимый для установления истины.

    Полиграф Полиграфович Шариков лишает людей надежды на светлое будущее. Шариков – «хам и свинья», алкоголик, доводящий своим пьянством жителей квартиры до сумасшествия, лжив ( «ранен на колчаковских фронтах», занимает деньги у Швондера на книги и их пропивает).

    Обратите внимание

    При этом труслив, он боится доктора Борменталя и вооружается револьвером, он пишет доносы на профессора. Булгаков перестает очеловечивать Шарикова: «Он сам бросился в объятия неизбежного и гавкнул злобно и отрывисто…», «…пролаял он…».

    Такие персонажи как Швондер, Вяземская и Пеструхин вообще не заслуживают имен, они товарищи без пола, совершенно одинаковые, люди с собачьими сердцами.

    Особенность повествования заключается в том, что Булгаков намеренно не дает одному лицу вести рассказ.

    В первой главе рассказчиком выступает пес Шарик, но тем не менее он ведет свой рассказ от имени автора, автор все знает, он знает и имя загадочного господина, и историю барышни-машинистки. «История болезни» описана от имени доктора Борменталя, начало его записей – сухое изложение фактов, которое постепенно меняется, видно как он нервничает, появляются кляксы, он пишет неровным почерком, появляются восклицания. В последней главе повествователем опять является пес Шарик, таким образом, в повести авторская оценка рассредоточена между несколькими персонажами: Преображенским, Борменталем и Шариком.

    Повесть Булгакова являет собой фантастическое произведение, операция, превращение пса в человека и опять в собаку. Булгаков использует любимый им прием: игра света и тьмы. «Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом – мрак» и «Мастер и Маргарита» : «Тьма, пришедшая с моря, накрыла ненавидимый прокуратором город».

    В повести «Собачье сердце» очень ярко показаны люди разных классов, условия жизни, речь. Шариков – являет собой низшее существо, его речь изобилует нецензурной бранью, хамским поведением по отношению к профессору и доктору.

    Булгаков прибегает в повести к метафорам, сравнениям и эпитетам: «… Атмосфера в обуховских комнатах была душная», «…как седой Фауст…», «…седой волшебник…».

    Булгаков использует смешение стилей: во время беседы Швондер использует лексику официально-делового стиля.

    Важно

    По мнению профессора Преображенского, это неоправданное употребление «стоял вопрос об уплотнении». Отсюда и вопрос: «Кто на ком стоял?»

    «Собачье сердце» – философское произведение, сочетающее в себе и сарказм и фантастику.  Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности.

    Благодаря Полиграфу Полиграфовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт.
    Свою ошибку профессор исправляет, «переделывая» Шарикова в Шарика.

    Швондеру и его компании он объясняет: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние.

    Атавизм!»
    Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право «каждой кухарки управлять государством». М.А. Булгаков высмеял попытки большевиков сотворить нового человека.

    Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но сейчас у нас есть возможность переосмыслить все то, что происходило и постараться лишить мир такого чудовища как шариков.

    Оцените статью