Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

geroi rasskaza vozvrashhenie a platonova kratkaja harakteristika opisanie spisok tablica 32336f1 Обучение


Герои рассказа “Возвращение” А. Платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

“Возвращение”.
Художник В. Н. Костецкий

Рассказ “Возвращение” является одним из самых известных произведений знаменитого русского (советского) писателя Андрея Платонова.

В этой статье представлен краткая характеристика героев рассказа “Возвращение” А. Платонова: краткое описание (список, таблица).

Смотрите:
Все материалы по рассказу “Возвращение”
Все материалы по творчеству Платонова

Краткая характеристика героев рассказа «Возвращение» Платонова

Алексей
Иванов

Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, мужчина в возрасте около 35 лет. Судя по всему, он хороший, храбрый воин и надежный товарищ. Иванов 4 года воюет на фронтах Великой Отечественной Войны и после победы наконец возвращается к своей семье. Он женат, имеет двоих детей. После 4 лет войны Иванов с трудом привыкает к гражданской жизни. Узнав об измене жены, он хочет уехать из дома навсегда к девушке Маше, с которой у него недавно были любовные отношения. В конце концов Иванов остается в семье ради сына и дочери.

Смотрите:
Характеристика Иванова >>

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна Иванова – жена главного героя, миловидная, кроткая, трудолюбивая женщина, заботливая мать. Судя по всему, ей около 30-35 лет. Пока муж находится 4 года на фронте, Любовь одна воспитывает двоих детей. Она работает на заводе и почти не бывает дома днем, из-за чего дети растут очень самостоятельными. Любовь сама умеет шить одежду, ремонтировать обувь и т.д.

Смотрите:
Характеристика Любови >>

Маша

Маша – 20-летняя девушка, с которой Иванов знакомится на фронте. Она работает помощником повара в фронтовой столовой. Маша и Иванов вместе возвращаются из армии домой. Иванов гостит несколько дней у Маши, в это время у героев завязываются любовные отношения, после чего Иванов уезжает к своей семье. Маша – добрая, простодушная, милая девушка. Она осталась сиротой, после того как ее родители пропали без вести во время войны.  

Смотрите:
Характеристика Маши >>

Петрушка

Петр Иванов – 11-летный сын Иванова. За 4 года, пока отец был на фронте, Петрушка вынужден был повзрослеть не по годам и взять на себя роль хозяина в доме. Мальчик занимается всеми хозяйственными делами в доме: сам колет дрова, ходит в магазин и т.д. Петрушка – ответственный, серьезный, рассудительный мальчик.

Смотрите:
Характеристика Петрушки >>

Настя

Настя Иванова – 5-летняя дочь главного героя. В свои юные годы Настя уже приучена к труду и помогает старшим по дому. Мать и брат обучают Настю чтению и математике.

Семен Евсеич

Семен Евсеич – знакомый Любови Васильевны и ее детей. В последние два года войны (пока сам Иванов находится на фронте) Семен постоянно ходит в гости к семье Иванова: из-за войны мужчина потерял всю свою семью. После приезда Иванова с фронта Семен Евсеич, судя по всему, перестает посещать его семью.

Платонов возвращение Главные герои

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился.

Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день.

Он никак из-за этого не переживал, но каково пришлось его жене и детям, которые ходили на вокзал каждый день встречать все поезда, идущие с запада, автор нам дает почувствовать.

Иванов занят только своими переживаниями: он чувствовал себя сейчас “осиротевшим” без армии, а жена и дети ему кажутся чужими. Дочь не узнала отца, она его забыла, сын хозяйничает в доме, как взрослый.

Обратите внимание

Иванову не понять, какой тяжелой была жизнь в тылу: жена уходила работать на весь день, дети дома одни, голодали.

Он не понимает, почему такой экономный и расчетливый его сын, ведь у него в армии не было забот о карточках, ордерах, талонах.

Жена не рассказывает ему об их трудностях: “все уже прошло, мы протерпели”, и он “не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер”. Иванову стыдно своего равнодушия к сыну и он чувствует перед ним какую-то робость.

Узнав, что к детям два года ходил в гости Семен Евсеевич и приносил подарки, Иванов оскорблен.

Он подозревает в измене жену, он обижен тем, что этот человек любил его детей, недоволен их воспитанием: “Петрушка рассуждает, как дед, а читать небось забыл”.

Иванов не понимает, что Семену Евсеевичу, потерявшему семью, троих детей, нужно человеческое общение, “отогреть” душу хотя бы возле чужих детей. Самолюбие капитана оскорблено, он говорит, что жена сделала из него посмешище, и собирается уйти.

– Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя… – этот диалог наглядно доказывает, что герои живут словно в разных измерениях, сердце капитана “ожесточилось”, и он слышит только себя.

Он уезжает и, стоя в тамбуре вагона, вдруг видит детей, бегущих по дороге к переезду. Дети упали – у большего

одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ему было неудобно бежать. И только увидев их, Иванов почувствовал боль в сердце. “Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней.

Важно

Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем”. Только теперь произошло “возвращение” героя к детям, к прежней жизни, к естественным человеческим чувствам.

От равнодушия, отчужденности – к состраданию и любви.

(2

«Возвращение», анализ рассказа Платонова

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Рассказ Платонова «Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых».

Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты.

Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына.

Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который.

Совет

вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом.

Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы.

Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце».

Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка».

Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя».

Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Сравнительная характеристика татьяны и ольги лариных: сходство и различия в таблице

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить.

От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению.

Обратите внимание

Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце… пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить.

Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника.

Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину.

Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное.

Важно

Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих.

В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

  • «Возвращение», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова

  • «На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», краткое содержание повести Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Фро», краткое содержание рассказа Платонова

По произведению: «Возвращение»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Краткое содержание Возвращение Платонова

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Главный герой, Иванов Алексей Алексеевич воевал и сейчас едет домой. Познакомился с девушкой, по имени Маша, на станции, по пути домой. Вместе в дороге проводят два дня, Алексей принимает решение задержаться в родном городе Маши, на несколько дней. Когда пришло время уезжать Иванов, на прощание целует девушку.

Ещё сутки потребовались Иванову, что бы добраться до своего родного города. Радостный сын встречает отца на железнодорожной станции, это двенадцатилетний мальчишка, по имени Петрушка. Вместе они добираются домой, там Алексей Алексеевич, после длительного отсутствия, встречает жену, её зовут Любовь Васильевна.

Ещё у него есть дочка Настя, но она не помнит отца и, увидев его, начинает плакать. В семье чувствуется неловкость, из-за длительно отсутствия главы семейства, все члены семьи отвыкли друг от друга. Жена Иванова говорит про Семёна, друга семейства, который иногда приходит в гости и проводит время с детьми, играет.

Совет

Алексей Алексеевич чувствует что-то неладное и подозревает, что жена ему изменила. Когда дети уснули, супруги начинают честно говорить. Любовь Васильевна говорит, что с Семёном у неё не было интимных отношений, но признаётся, что изменила мужу с инструктором из райкома.

Супруга пытается убедить Алексея Алексеевича, что эта измена ничего не значит. Говорит, что это всего лишь мимолётное влечение, и она очень сожалеет о своём поступке, утверждает, что любит только мужа. Иванов не слушает оправданий жены, не верит ей и не собирается прощать, ставит в известность о своих намерениях бросить жену и уйти из дома. Хочет уехать к Маше.

Рано утром, до того, как проснулись дети, Алексей Алексеевич собирает свои вещи, с намерением поехать к, понравившейся ему девушке, Маше. Дети проснулись, сын Петрушка обращает внимание, что отец пропал. Петрушка наспех собирает и одевает сестру Настю, берёт за руку и они вместе выходят из дома.

С твёрдым намерением уехать, Иванов заходит в поезд, когда проезжают его родной дом, видит, что по дороге идут две маленькие фигуры, узнаёт своих детей. Петрушка торопится догнать поезд, торопит сестру, практически тянет её за собой. Сердце Алексея сжалось, при виде этого зрелища и, он быстро покидает вагон поезда.

Выйдя из вагона Иванов оказался на той дороге, по которой шли за ним его любимые дети.

Ради детей человек готов переступить через свои убеждения и пожертвовать личным счастьем!

Подробный пересказ

Алексей Иванов возвращается домой. Страшная война наконец-то закончилась и вот наш персонаж демобилизировался в звании капитана. На станции Алексей знакомится с Машей. Им предстоит ехать вместе, а после Алексей задержится в том городе, в котором когда-то родилась новая знакомая. Иванов дарит девушке прощальный поцелуй.

Вскоре поезд Алексея Иванова прибывает в город, на вокзале нашего персонажа встречает горячо любимый сын по имени Петрушка. Мужчина не узнает в нескладном, серьезном двенадцатилетнем подростке, которым успел стать Петрушка, сына. Жена в ожидании любимых мужа и сына стоит на крыльце родного дома.

Алексей обнимает жену, которую так давно не видел, ощущает тепло любимой, давно забытое, но такое знакомое ощущение. Маленькая дочурка Алексея Иванова по имени Настя совсем не помнит его и поэтому вовсю заливается слезами. Вся семья собирает на стол, чтобы отпраздновать возвращение главы семейства.

Обратите внимание

Петрушка руководит остальными членами семьи, а отец удивляется, насколько его сын не по-детски взрослый. Но Алексею ближе к сердцу маленькая и кроткая Настенька. Муж начинает расспрашивать жену о том, как семья жила в отсутствие главы семейства. Но жена совсем отвыкла от Алексея и поэтому стесняется его, совсем как невеста.

И Иванов понимает, что почему-то долгие годы разлуки не заставляют его радоваться долгожданной встрече с родными, он почему-то не понимает членов своей семьи.

Наконец семья в полном составе рассаживается за большим обеденным столом. Алексей замечает, что дети совсем мало съели. А Петрушка равнодушно отвечает, что хочет, чтобы остальным осталось больше еды. Родители при этих словах вздрагивают и переглядываются.

Дочь откладывает кусок для дяди Семена. Алексей интересуется, кто это. И ему рассказывают про Семена Евсеевича, у которого фашисты убили всю семью, поэтому он ходит к ним.

Жена говорит, что знают о новом друге только хорошее, но Алексей недобро улыбается на эти слова.

Дети идут спать, а Алексей выпытывает у жены, как она жила, подозревает ее в измене. Сын подслушивает, он жалеет свою маму. Однако Любовь Алексеевна честно говорит, что ее с Семеном ничего не связывало. Она всегда любила мужа и верно ждала его со злосчастной войны.

Однажды, когда, по словам жены, душа погибала, она позволила стать ей близким одному человеку, но тут же пожалела о содеянном. Она осознала, что счастлива лишь со своим мужем. Сын слышит стон отца и звук раздавленной лампы, отец слишком сильно сжал ее в руке. Петрушка сердится и выговаривает отцу все, что камнем лежит у мальчика на сердце.

Ведь мать так ждала его, и вот он вернулся, а мама все равно несчастна. Отец злится в ответ, ведь сын совсем еще мальчишка и не понимает взрослых проблем. Но сын оказывается взрослым не по годам. Петрушка рассказывает отцу историю о Харитоне.

Важно

Харитону изменяла жена, и они тоже ругались, но потом Харитон сказал, что у него на фронте тоже было много всяких, они с женой посмеялись и помирились. Хотя Харитон про свои измены все выдумал. Алексей с удивлением слушает сына.

Наутро Алексей собирается и отправляется на вокзал. Персонаж собирается ехать к Маше. Петрушка же, проснувшись поутру, обнаруживает дома младшую сестренку – мать на работе. Брат расспрашивает сестру об отце, а потом одевает и ведет за собой.

Поезд движется недалеко от родного дома Алексея, а наш герой стоит в тамбуре. У переезда он замечает очертания двух детей – ребенок постарше ведет за собой маленького, а малыш не успевает перебирать ножками.

Алексей уже знает –это его дети. Дети уже отстали, но Петрушка не перестает тащить за собой Настеньку.

Алексей кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда, возвращаясь к своей семье.

Это произведение учит добру, учит тому, что нужно уметь прощать, а еще тому, что главное в жизни любого человека – это его семья.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Зюскинд Парфюмер. История одного убийцы
    Весьма оригинальный рассказ Зюскинда произвел большой фурор в обществе. В 18 веке во Франции на свет родился Жан Батист Гренуэй. Родился он в крайне неблагоприятных и отвратительных условиях – прямо на прилавке рынка
  • Краткое содержание Жила была семужка Абрамова
    Красавка – это имя маленькой рыбки, которая была очень красивой, так как ее чешуйка была очень пестрой, она вся светилась как бы изнутри. И жила эта рыбка в реке, но обитала в ее веточке-протоке.
  • Краткое содержание Волков Тайна заброшенного замка
    Рамерия – планета, где живут арзаки и менвиты. Арзаки – невысокие люди, которые очень трудолюбивы. Менвиты – красивые и высокие люди, с хорошим физическим развитием. Верховный правитель менвитов Гван-Ло обладает способностью заколдовывать людей
  • Краткое содержание оперы Чайковского Чародейка
    События происходят на окраинах Нижнего Новгорода в XV веке. Всему городу стало известно, что на другом берегу Оки проживает молодая красивая вдова Настасья, которая прекрасно принимает гостей
  • Краткое содержание Тургенев Клара Милич
    Клара Милич – последнее произведение, написанное великим русским драматургом Иваном Тургеневым. До сих пор вокруг нее ходят различные обсуждения, домыслы и разговоры. Тем более, что первоначальное название повести было После смерти.

Возвращение

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации.

На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.

Двое суток они едут вместе, и ещё на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».

Совет

Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошёл двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребёнка в серьёзном подростке. Жена Любовь Васильевна ждёт их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.

Дочь, маленькая Настя, не помнит отца и плачет. Петрушка одёргивает ее: «Это отец наш, он нам родня!» Семья начинает готовить праздничное угощение. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын.

Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него.

Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.

Продолжение после рекламы:

Семья сидит за столом. Отец видит, что дети едят мало. Когда сын равнодушно объясняет: «А я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. Настя прячет кусок пирога — «для дяди Семена». Иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя Семен.

Любовь Васильевна объясняет, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только хорошее… Слушая её, Иванов улыбается по-недоброму и закуривает.

Петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и Иванов чувствует свою робость перед сыном.

Вечером после ужина, когда дети ложатся спать, Иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. Петрушка подслушивает, ему жалко мать. Этот разговор мучителен для обоих — Иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с Семеном Евсеевичем у неё ничего не было.

Обратите внимание

Она ждала своего мужа и только его любила. Лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она пожалела, что позволила ему быть близким. Она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой. «Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей…

Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!» — говорит Любовь Васильевна. Петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «В сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не игрушка…» Утром Иванов собирается. Петрушка выговаривает ему все про их тяжёлую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет.

Отец сердится на него: «Да ты ещё не понимаешь ничего!» — «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…

» И Петрушка рассказывает историю про дядю Харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом Харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя Харитон все выдумал про свои измены… Иванов с удивлением слушает эту историю.

Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведёт её за собой.

Иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. У переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. Иванов уже знает, что это — его дети.

Они далеко позади, и Петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую Настю. Иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

Рассказ Возвращение, Платонов. Краткое содержание

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Великая Отечественная война оставила след в душе каждого русского человека. О ней написано много и по-разному, однако в первые послевоенные годы все в основном сводилось к возвеличиванию образа солдата-героя, возвращавшегося после долгой разлуки к родным.

С этим, в принципе, никто не спорил, но была и другая сторона этого радостного события. Этому посвятил свой рассказ А. Платонов.

«Возвращение», краткое содержание которого здесь приводится, стало произведением, заставившим по-новому взглянуть на то, как нелегко привыкали вчерашние воины к мирной жизни.

Скандальная публикация

К творчеству писателя советские власти уже давно относились настороженно. Ситуация усугубилась после того, как в 1946 году журнал «Новый мир» напечатал его новое произведение «Семья Ивановых» (позже название изменилось и стало более емким).

«Гнуснейшая клевета на советских людей,» – такую характеристику получил спустя несколько месяцев в статье В. Ермилова рассказ «Возвращение». Платонов (краткое содержание текста это покажет) изобразил вернувшегося с фронта Алексея совсем не в героическом ореоле.

Более того, некоторые его поступки вызывают осуждение у читателя, что противоречило сложившейся традиции. Посмотрим, в чем же необычность рассказа.

Долгожданная мобилизация

Стоял сентябрь 1945 года. Капитан гвардии с распространенной фамилией Иванов (этот факт неслучаен) получил возможность ехать домой. Четыре года он не видел жену, сына и маленькую дочку. Алексей Алексеевич заранее послал телеграмму и стал готовиться к встрече с семьей. Так начинает рассказ «Возвращение» Платонов.

Краткое содержание описания неожиданной встречи героя с Машей – важный момент. Поезд Алексея второй день задерживался, когда он увидел на вокзале знакомую. Девушка служила в столовой, а теперь тоже направлялась домой. Они быстро сошлись, так как оба боялись встречи с прошлой жизнью, от которой отвыкли за годы войны.

По пути домой: краткое содержание

«Возвращение» Платонова продолжается рассказом о коротких отношениях, возникших между Алексеем и его знакомой. Когда поезд въехал в город, где жила Маша, Иванов вдруг вышел вместе с ней.

Двадцатилетняя девушка была очень благодарна спутнику, так как испытывала страх перед будущим. Родителей угнали немцы, и она чувствовала себя одинокой. Непонятное смятение испытывал и Алексей.

Ему бы домой ехать, а он все оттягивал встречу с семьей.

Лишь через два дня Иванов отправился дальше, пообещав Маше не забывать ее.

Встреча с семьей

Дома Алексея Алексеевича ждали уже шестой день. Жена отпрашивалась с кирпичного завода и трижды выходила к поезду. В день приезда на вокзале ждал отца двенадцатилетний Петруша (или Петр, как по-взрослому называл его в рассказе «Возвращение» Платонов).

Краткое содержание возникшего диалога и описание их встречи таково. Отец увидел в сыне маленького мужичка, привыкшего к житейским проблемам. Да и вел он себя, как взрослый.

Дельно расспросил о том, почему так долго ехал и сколько орденов получил, затем взял вещевой мешок и направился к дому.

Важно

Любовь Васильевна ждала на крыльце. Она уже прибрала в доме, и только одна мысль беспокоила ее – Семен Евсеевич, потерявший семью и теперь привязавшийся к ее ребятишкам.

Алексей обнял жену и почувствовал «знакомое тепло». Маленькая Настя, совсем не помнившая отца, схватила его за ногу и пыталась оттащить от матери.

Вошли в дом. Пока жена и дети хлопотали по приготовлению обеда, Иванов обводил глазами комнату и словно заново с ней знакомился. Запах родного дома и наблюдение за происходившей суетой вызывали в нем приятные и одновременно тревожные мысли – автор передает их краткое содержание.

«Возвращение» Платонова – это в большей мере описание «привыкания» Алексея к новой жизни. Он вроде бы видел перед собой свою семью, но почему-то не чувствовал радости от встречи. Отвыкшая от него Любовь Васильевна стеснялась и вела себя, как в юности. Дочка выполняла несложную работу по дому. Петрушка привычным тоном отдавал команды и чем-то напоминал ворчащего старичка.

Алексей глядел на них и пытался понять, как они жили без него. И ощущал стыд от того, что не испытывал сильного отцовского чувства к сыну.

Первый семейный обед

Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» – заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича.

Алексей напрягся – этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром.

Однако Иванову ответ не понравился.

Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.

Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем – так завершает рассказ об обеде А. Платонов.

«Возвращение»: содержание ночного разговора

Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было.

Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми – Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество.

Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она любит мужа. После этого жила надеждой на его возвращение.

Совет

Платонов (краткое содержание разговора не может передать всех чувств героини) привлекает внимание к эмоциональному состоянию женщины, не испытывавшей вины, но и не способной убедить в этом мужа. Звук треснувшего на лампе стекла – его раздавил Алексей – заставил сына вмешаться в разговор.

Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».

Неожиданное озарение

Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов – краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают – имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.

Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.

Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя.

В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…

Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.

Возвращение

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Возвращение

Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.

Двое суток они едут вместе, и еще на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».

Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошел двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребенка в серьезном подростке. Жена Любовь Васильевна ждет их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.

Обратите внимание

Дочь, маленькая Настя, не помнит отца и плачет. Петрушка одергивает ее: «Это отец наш, он нам родня!» Семья начинает готовить праздничное угощение. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын.

Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него.

Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.

Семья сидит за столом. Отец видит, что дети едят мало. Когда сын равнодушно объясняет: «А я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. Настя прячет кусок пирога — «для дяди Семена». Иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя Семен.

Любовь Васильевна объясняет, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только хорошее… Слушая её, Иванов улыбается по-недоброму и закуривает.

Петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и Иванов чувствует свою робость перед сыном.

Вечером после ужина, когда дети ложатся спать, Иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. Петрушка подслушивает, ему жалко мать. Этот разговор мучителен для обоих — Иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с Семеном Евсеевичем у нее ничего не было.

Она ждала своего мужа и только его любила. Лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она пожалела, что позволила ему быть близким. Она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой.

«Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей… Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!» — говорит Любовь Васильевна. Петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «В сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не игрушка…» Утром Иванов собирается.

Важно

Петрушка выговаривает ему все про их тяжелую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет. Отец сердится на него: «Да ты еще не понимаешь ничего!» — «Ты сам не понимаешь.

У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…» И Петрушка рассказывает историю про дядю Харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом Харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя Харитон все выдумал про свои измены… Иванов с удивлением слушает эту историю.

Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведет её за собой.

Иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. У переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. Иванов уже знает, что это — его дети.

Они далеко позади, и Петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую Настю. Иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

Краткое содержание Платонов Возвращение для читательского дневника

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

В 1946 году Андреем Платоновым был написан рассказ «Семья Ивановых», которая позже была переименована в “Возвращение”. Этот рассказ описывает возвращение солдата после боевых действий.

Военная тема в те времена была очень актуально, по сути как и сейчас, но авторы жившие в такие времена более точно могли излагать события. Для нас сейчас победа является радостью, светлой мыслью и надеждой на будущее. Но в произведение Платонова не увидишь особой радости победы.

Совет

Автор показывает нам главного героя, и то, как годы на войне изменили его характер и отношение к жизни. Отношение к своей семье у него уже как к однополчанам.

Как было сказано ранее, изначательно рассказ назывался “Семья Ивановых”, так как у Платонова была цель показать, как война влияет на всё, что попадется на пути, а особенно на отношения между родными.

Читать краткое содержание рассказа Платонова Возвращение

Главный герой-Алексей Алексеевич Иванов пробыл на войне четыре года и был демобилизован. С ним прощаются по всем законам, есть музыка, уважение и любовь со стороны сослуживцев, после чего он отправляется домой.

Первая попытка уехать не закончилась успехом, поезд не прибыл, а из-за разрешенного вокзала ночевать там было невозможно, это вынудило Иванова вернуться в часть. На следующий день он также приехал на станцию, поезда не было со вчерашнего дня, но Алексей принял решение уже не возвращаться обратно,а ждать.

Возле будки поста герой замечает женщину, она там сидит уже второй день, когда она обернулась, то Иванов узнал её, это была Маша, она в свое время работала в столовой.

Автор описывает уныние и грусть осенней поры, эти приемы занимают особое место в произведении. Мужчина находился в непонятном состоянии, уже сколько времени он ждал поезд, который находился неизвестно где, да еще и поговорить было не с кем.

Поэтому встреча с Машей стала для него неким спасением, теперь был рядом человек, с которым приятно поговорить. Маша, как и Ивано держала путь домой, и думала о том, как теперь будет жить, как ей будет не хватать военных подруг. Она настолько отвыкла от родных, что даже испытывает страх перед поездкой.

Эти оба человека, испытывали схожие чувства тоски за армией, но если Маша легко поддавалась хмурому настроению, то Иванов наоборот старался скорее отвлечься от проблемы. Сев рядом с девушкой бывший капитан спросил может ли он её поцеловать, ну просто в щечку, от того, что скучно.

Машу все же что-то привлекло в Иванове, но она отодвинулась отвергнув просьбу.

Наконец-то ночью пришел их поезд, они ехали вместе два дня, а на третий Маша уже собиралась выходить и прощаться с Ивановым. Но у того были другие планы, он закинул ее мешок себе на спину и вышел вместе с ней.

Обратите внимание

Машу такой поворот событий тронул, ведь она сама боялась остаться в уже чужом для нее городе, где по сути из родных остались лишь двоюродная сестра и тетки.

Иванову нужно было ехать домой еще примерно сутки, но выйдя с Машей он не особо думал о семье, о том, что его там ждут, а просто хотел еще насладиться свободой.

О том, что имеет семью Иванов не говорил Маше, да и она не спрашивала, два дня они провели вместе, после чего девушка провожала мужчину на вокзале. Поезд уехал, а Маша осталась одна и даже заплакала.

В то время, пока наш главный герой добирался домой, его жена Любовь Васильевна очень переживала, ждала мужа и каждый день выходила на вокзал. На четвертый день не дождавшись мужа она посылает днем детей на вокзал, так как сама занята, а к ночи идет лично.

Дождались они Иванова лишь через 6 дней, его встретил сын Петр. Петруше было 12 лет, но отец его по началу не узнал, мальчик выглядел старше своих лет, был серьезен и спокоен. Внешним видом мальчик напоминал небогатого мужичка. На вопрос сына почему так долго ехал, Иванов отвечает, что поезд такой попался. Немного поговорив мальчик с отцом направляются домой.

На пороге их встречает Любовь, которая как будто чувствовала и отпросилась с работы.

Частым гостем в их доме был Семен Евсеевич, он любил сидеть с Петрушкой и маленькой Настей, так же он часто приносил разные сладости.

Семен за два года стал другом семьи, никогда не делал ничего плохого, чем заслужил доверие Любы, но несмотря на это, она не хотела, чтобы муж как только приехал увидел его дом. Иванов крепко обнял свою жену, почувствовал тепло родного человека, но Настя не сразу узнала папу и поначалу начала отталкивать неизвестного ей мужчину от мамы.

Важно

Попав в дом главный герой долго осматривал всё вокруг, для него это было новым, он понимал, что придется заново привыкать к семье. Он заметил, что Петр занял главное место в доме, он трудился, помогал Насте и маме.

За время отсутствия отца в семье у каждого появились свои обязанности, была помощь другу другу, хоть и со стороны казалось, что Петрушка слишком всеми командует, на самом деле это было от чистого сердца помощь, которая никогда не вызывала обиды ни у мамы, ни у Насти. Любовь все таки рассказала мужу про Семена.

Она объяснила, что у мужчины умерли жена и дети, он остался сам и чтобы хоть как-то залечить душевные раны он начал ходить к Петруше и Насте, этот человек никогда дурного не делал, и дети очень любили его. Этот рассказ Иванова задел, он даже начал ревновать. Вскоре Петр тоже начинает давать указание отцу, поэтому Иванов чувствует неловкое чувство перед сыном.

Поужинав дети отправляются спать, а Иванов идет поговорить с женой, ему интересно как она жила без него. Самым главным вопросом для него стал новый гость в их доме-Семен, он начал предполагать о романе своей жены с этим мужчиной. Но Любовь спокойно объясняет, что ревность мужа без повода, и что она посмела бы изменить.

Конечно Иванов был зациклен на себе, он же не знал и не слушал того, как жена говорила ему, как ждала его, не спала по ночам.

Чувствуя непонимание в семье, и считая себя чужим Иванов принял решение уехать к Маше. Собрав вещи он уходит на вокзал.

Пока он ожидает поезда на вокзале, дома проснулись дети и не обнаружив отца Петрушка хватает Настя и они бегут на вокзал.

Иванов точно решил уехать, но видя страдание детей, как они бегут за поездом, в последний момент в его душе что-то меняется и он сходит с поезда.

Герои Платонова

Герои рассказа “возвращение” а. платонова: краткая характеристика, описание (список, таблица)

Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет город-сад, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению Пашкина, в шесть раз.

Строители пролетарского дома строят свое будущее буквально на детских костях. Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе всеобщего послушания, безумной жертвенности и слепоты, овладевшими страной.

Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался и горько засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Задумавшийся среди общего темпа труда, Вощев не движется в соответствии с генеральной линией, а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины.

Совет

Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением Платонов хочет выяснить, что же именно могло двигать людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием.

Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.

Котлован драматическая картина слома времени. Уже на первых страницах повести звучат два слова, которые определяли пафос времени: темп и план. Но рядом с ними возникают в повести иные ключевые слова, вступающие с первыми в очень непростые взаимоотношения: смысл происходящего и раздумье о всеобщем счастье.

Счастье происходит от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла, говорят Вощеву в завкоме

Это сказалось уже в новелле «Таыр» о пленнице, сумевшей принять все удары судьбы и как бы «сработать» их (любимое слово Платонова), истереть, освоить и победить «каменное горе». Новелла «Фро» поэма о бессознательной красоте чувства любви, ожидании материнства.

Не случайно в центре всей группы героев (муж инженер, завороженный некими таинственными машинами; отец Фро, старый машинист; сама героиня Фрося Фро) оказывается женщина, мудрая естественностью чувств, верностью инстинктам любви, обязанности продолжения рода человеческого.

Прославить человечество, поразить его сенсацией открытия важно, но кто подумает о том, как его, это победоносное человечество, продлить!

Подлинным шедевром мировой прозы является повесть «Джан». Такую веру в человека, такую силу исторического, оптимизма в художнике XX века трудно с чем-либо сопоставить.

Обратите внимание

Человек среди песков… Среди особого пространства, где он стоит ровно столько, сколько «стоит» его мужество, его душа… Где нельзя быть иждивенцем, перекладывающим все трудности на других.

В пустыне надо видеть мир очень зорко не физическим зрением, а с помощью памяти, воображения.

Пустыня безмолвна, не «говорлива», но сколько неизреченных слов услышит здесь чуткое сердце, какие глубокие «вздохи» донесутся отсюда до него! Восток лишь дремал тысячелетиями, вздыхая среди солнечного изобилия, но сколько великих идей рождалось среди этих вздохов, в кажущейся его лени… И в сущности, весь подвиг главного героя «Джан» коммуниста Чагатаева, выводящего народ «джан» символический образ всех одиноких, брошенных, обездоленных из плена бесплодной впадины в пустыне, был победой над этими «тормозами» покорности, разобщения, обессиливавшими людей.

Платонов писал: «Писать надо не талантом, а «человечностью» прямым чувством жизни», и сам писал всей жизнью, вовлекая в любую картину самые далекие духовные и физические впечатления, раздумья многих лет. Пример тому чудесный рассказ «Июльская гроза».

Вначале так легко идти по полевой тропке, среди хлебов вместе с двумя крестьянскими детьми Антошкой и Наташей к их бабушке.

Но постойте! Кто этоОткудаЧто за старичокполевичок появился вдруг перед детьмиЧеловек это или добрый дух, своего рода добрый домовой»Из глубины хлебов вышел к детям худой, с голым, незнакомым лицом старичок; ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, заплатанные латками из военного сукна, и он нес за спиной плетеную кошелку. Старик также остановился против детей. Он поглядел на Наташу бледными, добрыми глазами, уже давно приглядевшимися ко всему на свете, снял шапку, свалянную из домашней шерсти, поклонился и прошел мимо». Возникает сомнение: а реальную ли тропку среди хлебов рисовал Платонов, не. условны ли и деревня, и грозаВнешний мир творит, сплетая узы странных событий, силовое поле, оставляя в тени одни предметы, высвечивая другие.

Старичокполевичок поклонился детям. «Поклонился» не просто поздоровался, а как бы преклонился перед цветением юности, перед будущим, осознав попушкински мудро и возвышенно:

Тебе я место уступаю,

Мне время тлеть, тебе цвести.

Старичок словно робеет перед высшим смыслом жизни, который несут, не осознавая этого, дети. И когда они ушли от бабушки под грозу, испытав страх перед сиянием молний, освещавших «бугры могучего мрака на небе», этот старичок появляется вновь, появляется с весьма характерным вопросом:

« Вы кто такойто хрипло спросил их близкий чужой голос. Наташа подняла голову от Антошки. Склонившись на колени, возле них стоял худой старичок с незнакомым лицом, которого они встретили нынче, когда шли в гости к бабушке… Нам боязно стало, сказала Наташа».

Важно

Казалось бы, при первой встрече старичка с ребятами следовало спросить: «Вы кто такой» Но тогда ничего не угрожало детям, мир был добр и благодушен, а для беседы о грозе, о страхе нужна опасная обстановка, нужен прекрасный и яростный мир. Тогда читатель внимательнее относится к смыслу слов старичка: «Вы бойтесь, вам это надо».

Не боятся ничего лишь отжившие, омертвевшие или бесчувственные истуканы! Писатель своеобразно «пугает» (если вообще пугает) своих героев, восхищаясь яростью природы: «Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалившую землю.

Сначала молния бросилась вниз далеко за деревней, подобралась обратно в высоту неба и оттуда сразу убила одинокое дерево…»

Л. Н. Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество».

Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Герои Платонова. И в закладках появилось готовое сочинение.



Оцените статью