Франчайзинг в России – как проявление социально-этического маркетинга - Журнал о франчайзинге

Франчайзинг в России – как проявление социально-этического маркетинга

Из теории маркетинга принято определять концепцию социально-этического маркетинга, как социально ориентированного бизнеса. С учетом того, что любой бизнес в первую очередь преследует коммерческие цели (извлечение прибыли), социально ориентированный бизнес возможен лишь при значительных оборотах прибыли и положительном корпоративном имидже предприятия. Таким образом, концепция социально-этического маркетинга – это есть модель достижения взаимовыгодных интересов трех сторон: «бизнес-потребитель-общество».

Необходимость реализации концепции социально-этического маркетинга проявляется в следующем:

— предпринимательский сектор: наблюдается негативная тенденция сокращения предприятий малого бизнеса, снижение предпринимательской активности.

К организации собственной предпринимательской деятельности склонна в большей степени молодежь. Нехватка компетенций (низкий уровень юридического знания, знаний бизнес-процессов), а также нехватка финансовых ресурсов, и как следствие, невозможность получения кредита, создают общественное настроение, при котором организация собственного бизнеса кажется неразумной затеей.

— потребители товаров и услуг: снижение потребительской активности в виду неудовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг.

В силу ухудшения экономической ситуации в стране, предприятиям (особенно малого бизнеса) приходится умышленно снижать качество производимых товаров и предоставляемых услуг. Для того чтобы сохранить прежние обороты при общем увеличении цен, предприятия сокращают себестоимость продукции, издержки обращения и прочие коммерческие расходы, что приводит к снижению качества товаров, занижению стандартов обслуживания.

— общество и государство: отсутствие положительных тенденций уровня и качества жизни населения.

Снижение предпринимательской и покупательской активности ведет к сокращению общих экономических показателей, в том числе таких, как ВВП на душу населения. Сокращение потребительского спроса, на которые влияют рост налоговой нагрузки и снижение потребительского кредитования, ведет к сокращению скорости обращения денежной массы в регионе/стране, и как следствие, к увеличению расходов государства на печать и инкассацию денег.

Таким образом, сокращение предпринимательской инициативы и активности, которое стало следствием сложных для ведения малого бизнеса экономических условий, негативно влияет на потребителей товаров и услуг, на общество в целом.

Решением данной проблемы может стать развитие франчайзинга в России.

Что франчайзинг может предложить:

— предпринимателям: возможность организации собственного бизнеса с наименьшими рисками.

— потребителям: качественный товар и высокий уровень обслуживания.

Франчайзинг в России чаще представлен крупными компаниями, известными брендами. Бренд несет ответственность за качество предоставляемых товаров или услуг, занимается управлением и улучшением качества, так как это является одной из составляющих конкурентоспособности организации.

— обществу: социально ответственный бизнес, участие в жизни и развитии общества.

Среди крупных брендов франчайзинговых компаний прослеживается неценовая конкуренция. Компании нацелены на создание и продвижение положительного корпоративного имиджа, как внутреннего (Корпоративный университет для работников KFC, стипендия McDonalds), так и внешнего (благотворительный проект компании Burger King и фонда «Линия жизни», благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда», Subway и забота об окружающей среде и т.д.).

Франчайзинг – открытый бизнес. Развитие его позволит отчасти избавиться от теневой экономики. Так, начинающие предприниматели в силу сложных экономических условий предпочитают «работать в тени». Франчайзинг может предложить снижение финансовых рисков, юридическое сопровождение при организации бизнеса, а также развитие собственного бизнеса под известной торговой маркой или брендом, что позволяет значительно сократить расходы на рекламу, а также обеспечить лояльный покупательский поток.

Таким образом, развитие франчайзинга в России позволяет достигать взаимных интересов: инициативных людей, стремящихся стать предпринимателями; потребителей товаров и услуг, нуждающихся в качественном предложении; общества, нуждающегося в социально ответственном бизнесе; государства, предлагая ему открытый бизнес, создающий условия честной рыночной конкуренции и задающий высокие стандарты качества товаров и услуг.

Автор статьи: Митрофанова Мария