Франчайзинг – это то, что выбирают фирмы, которые собираются сразу выйти на крупный рынок и быстро выйти в плюс. В узком смысле франчайзинг – это заключение договора между двумя сторонами, одна из которых – франчайзи, а вторая – франчайзер. По этому договору франчайзи получает право на определенную модель ведения бизнеса, то есть пользование товарным знаком, атрибутами компании-франчайзера и т. д.
Все отношения между этими двумя сторонами регламентируются специальным договором франчайзинга. В нем содержатся все основные сведения об обязанностях сторон, их правах, условиях пользования и передачи прав на деятельность от имени фирмы-франчайзера и другая не менее важная информация.
Преимущества франчайзинга для франчайзера, то есть правообладателя
- Гарантированная реализация тех товаров, которые по договору должна приобрести фирма-франчайзи.
- Отсутствие необходимости в дополнительных тратах, например, на отбор работников, повышение их квалификации и т. д.
- Заключение нескольких соглашений с разными фирмами одновременно, то есть создание сети франшизы становится отличной рекламой без отдельных затрат и приносит большие доходы.
Преимущества для франчайзи, пользователя товарным знаком
- Получение готовой проверенной и эффективной бизнес-модели от франчайзера.
- Франчайзи сам вправе выбирать вид деятельность, так как перед подписанием соглашения с франчайзером фирма имеет право получить полную информацию о модели бизнеса, разработанной правообладателем.
- Гарантированная поддержка правопользователя в условиях рыночной конкуренции, ведь, помимо прав, франчайзи получает и надежную помощь от «большого и сильного» франчайзера, что сильно снижает риски банкротства и неудач.
- Новое предприятие, ставшее франчайзи, получает, помимо всего, еще и навыки, знания более опытной организации – франчайзера.
- Гарантированная обеспеченность ресурсами и продукцией, благодаря постоянным поставкам от франчайзера.
https://www.youtube.com/watch?v=-QFOPykZ5MA
Недостатки франчайзинга
Их сравнительно немного, но тем не менее они значительные.
- Франчайзи обязан строго следовать регламенту, установленному правообладателем, даже в ситуациях, когда соблюдение некоторых правил неприемлемо в каких-то сферах бизнеса, на той или иной территории.
- Франчайзеры имеют жесткую систему возвращения прав. Торговля после «выхода» из франшизы может быть закрыта на некоторое время или на той или иной территории.
- Франчайзи не может вмешиваться в стратегию маркетинга и изменять ее, но обязан оплачивать затраты на реализацию рекламных кампаний и продвижение продукции. Иногда это приносит больше затрат, чем прибыли в определенных сферах деятельности.
Франчайзинг в современном мире распространен очень широко, а фирмы, использующие его в своем деле, зачастую имеют огромный успех и мировую известность. Можно сделать вывод, что данный способ ведения бизнеса весьма эффективен, приносит хорошие доходы и имеет большие перспективы развития.