Как вести себя и что делать, если вам навязывают услуги

strahovoy sluchai 1024x758 Подсказки


Очень часто люди жалуются на то, что их заставляют в принудительном порядке покупать дополнительные услуги или товары при совершении основной сделки. Это касается дополнительных опций у мобильных операторов, страховых компаний, банков и кредитных структур, а также розничных магазинов. И если вам навязывают услуги, то такие действия можно пресечь на законном основании.

Если вам навязывают услуги

Законодательная база для потребителей

Когда люди обращаются за юридической помощью в случаях, когда им пытаются навязать дополнительные услуги, то специалисты опираются на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 7 февраля 1992 г. (в редакции от 4 июня 2018 года).

Потребитель должен знать свои права:

Закон РФ «О защите прав потребителей»

  • продавец или исполнитель обязуется сообщать покупателю или заказчику полную информацию — стоимость, условия и другие нюансы. Делать это уже после сделки и ставить перед фактом считается незаконным;
  • причиненные убытки продавец обязуется возместить в полной мере помимо установленной по договору неустойки;
  • запрещено обусловливать покупку дополнительных товаров или услуг при совершении основных. Если в советское время такие «нагрузки» практиковались с целью сбыть «неходовые» вещи или продукты, то сейчас это не допускается;
  • продавец не может без согласия покупателя продать ему что-то, что не указано в чеке или же предоставить еще услуги, помимо основных.

В том случае, если те или иные работы были произведены без согласия покупателя и ему пришлось заплатить за них, он имеет право потребовать вернуть их стоимость. Также он имеет право на возмещение убытков сверх этой суммы.

Особенности и отличия от бонусов

Есть много видов навязываемых услуг продавцами или поставщиками. В числе наиболее распространенных:

Магазины инструментов по франшизе

Страховые услуги в банке при взятии кредита

  • страховые услуги в банке при взятии кредита;
  • покупка лишних препаратов или БАДов в аптеке;
  • дополнительные услуги в медицинских клиниках;
  • непредусмотренные пункты в договорах ЖКХ;
  • услуги посредников при совершении крупных покупок;
  • действия нотариального характера;
  • навязывание сервисов операторами мобильной связи.

Навязывание нужно отличать от акций и бонусов, которые тоже могут предложить продавцы и поставщики услуг. В первом случае решение остается за покупателем, воспользоваться ли предложением, или же нет. А во втором его ставят перед фактом, что без дополнительной покупки он не получит основную. Это является навязыванием.

Все потребители имеют свободу выбора и не могут подвергаться внешнему давлению со стороны покупателя. Также в случае необходимости они могут требовать возместить лишние расходы и обращаться с жалобой в соответствующие структуры.

Примеры навязывания услуг

Примеры навязывания услуг

Случаи навязывания могут происходить везде, где происходит взаимодействие клиента с поставщиком услуг или продавцом товаров. И нужно знать, как действовать в той или иной ситуации, и что именно могут заставить приобрести дополнительно.

Если у человека есть подозрение, что в банке или страховой компании, ему предстоит навязывание, ему лучше всего взять с собой диктофон и записать весь разговор с оператором. Он в дальнейшем может быть использован в качестве доказательства.

Случаи в страховых компаниях

Наиболее часты случаи навязывания при оформлении полисов. Так, страховые компании могут заставить оплатить следующее:

  • полисы в дополнение к основной услуге — жизни, здоровья или имущества;
  • выезд специалиста на место ДТП;
  • предоставление эвакуатора;
  • техосмотр у партнеров или дополнительный у эксперта и многое другое.

Случаи в страховых компаниях

Если происходит подобное, нужно потребовать от менеджера изменить условия договора. В частности, вычеркнуть из него пункт, посвященный добровольному страхованию. Если специалист все же склонил человека к подписанию соглашения на невыгодных для него условиях, то можно обратиться к юристу. Написание претензии на имя руководства компании в большинстве случаев не даст ничего.

Особенности прохождения альтернативной гражданской службы

Часто клиентам отказываются оформить полис ОСАГО без страховки здоровья или жизни. Менеджеры могут объяснять это тем, что эти услуги друг от друга неотделимы или что это является обязательным правилом. Однако они будут неправы. Уклонение от заключения договора ОСАГО страховой компанией грозит для нее судебным разбирательством.

Банки и мобильные операторы

Другой случай — это навязывание банковских услуг. Например, клиент берет кредит на крупную сумму, и его обязуют оформить страховку жизни и потери работоспособности. Причем это могут объяснять тем, что это является обязательным условием займа. Также могут заставить оплатить услугу информационной поддержки. В итоге заемщик получит на руки сумму, гораздо меньшую, чем планировал, часть ее будет удержана с целью оплаты этих опций.

Навязывание банковских услуг.

Достаточно часто клиенты жалуются на то, что при открытии счета в банке им дополнительно дают кредитные карты, позиционируя это в качестве подарка. Но при этом если она будет активирована, то отказ от нее грозит оплатой годового обслуживания, даже при отсутствии каких-либо транзакций. В такой ситуации нужно написать заявление об отказе от нее, дополнительно может потребоваться отказ от обработки личных данных.

Если же даже в таком случае клиенту сообщат, что карта уже выпущена, и он не сможет ее вернуть без оплаты обслуживания за год, тогда можно подавать жалобу. В ситуации, когда клиенту присылают мотивированный ответ с отказом ее рассмотреть, ему лучше обратиться в судебные органы.

Нередко дополнительные услуги навязывают и операторы мобильной связи. Так, абоненту может прийти сообщение о том, что ему была подключена та или иная платная услуга, хотя на самом деле он ее не заказывал.

Доказать свои права он может в административном порядке. Абонент имеет право полностью вернуть стоимость тех услуг, которые ему не были нужны и подключили без его согласия.

Виды помощи малому бизнесу

Что делать и куда обращаться

Естественно, что разбирательства как с сотрудниками компаний, так и с привлечением вышестоящих инстанций для потребителя являются большим стрессом, и могут отнять немало средств и сил. Лучше всего от ситуаций навязывания обезопасить себя заблаговременно. Это можно сделать так:

Внимательное изучение условия договора

  • внимательно изучить условия договора с поставщиком услуг или продавцом до того, как он будет подписан, уточнить, прописаны ли в нем услуги, на которые человек не давал согласия;
  • если же его ставят перед фактом навязывания, следует поинтересоваться, можно ли отказаться от предложенного;
  • если это невозможно, нужно обратиться к руководству на месте;
  • в случае если старший менеджер или глава филиала ничего не смогут решить, то следует написать заявление с описанием требований в двух экземплярах. Оно должно быть составлена на имя руководителя структуры. Второй экземпляр нужно оставить у себя;
  • если ответ не приходит, если же имеет вид «отписки», то следует обратиться в органы по защите потребительских прав.

Как уже говорилось, нужно заранее позаботиться о том, чтобы в случае необходимости предоставить доказательства нарушения своих прав. В частности, записывать разговор с менеджером на диктофон или снимать на видео, также следует сохранять договора, где есть пункт о предоставлении дополнительных услуг.

Конечно же, лучше всего возникшую ситуацию решить на месте. Но если представитель компании или руководитель не реагирует на жалобы, то можно обратиться в другие организации. В их числе:

Написать жалобу в Роспотребнадзор

  • Роспотребнадзор — эта структура занимается обеспечением соблюдения норм в сфере защиты прав потребителя. Можно посетить орган по месту жительства или пребывания лично, или же отправить свою жалобу через интернет или по почте. Затем его сотрудники должны совершить проверку и принять соответствующие меры в отношении нарушителей;
  • Федеральный антимонопольный комитет — здесь могут рассмотреть жалобы от потребителей, касающиеся финансовых вопросов;
  • прокуратура — она дает согласие на проведение контроля по факту нарушения, о котором было сообщено Роспотребнадзором;
  • суд — в том случае, если компания не соблюдала законы, защищающие потребительские права, вследствие чего потребитель понес убытки, он может обратиться и потребовать взыскать их официально.
Как подать заявление на развод через суд и загс

При составлении заявления в тот или иной орган, потребитель должен сообщить максимум информации. Реквизиты такого документа такие:

  • наименование организации;
  • личные данные. Анонимные жалобы к рассмотрению не принимаются;
  • название организации, которая навязала товар или услугу;
  • подробное описание ситуации;
  • сведения о доказательствах (фото, видео, аудио, договор);
  • указание на пункты закона, которые были нарушены;
  • требования (вернуть деньги, привлечь виновных к ответственности);
  • дата;
  • подпись.

Составление заявления

К такому документу обязательно нужно прикрепить копии всех документов, которые могут подтвердить факт нарушения. Это может быть как сам договор, так и чеки или счета. Если доказательства будут весомыми, то есть шанс привлечь виновных к административной ответственности. Она обычно накладывается на юридическое лицо, которое практиковало навязывание услуг своим клиентам. В нее входят такие меры:

  • штраф;
  • аннуляция сделки;
  • возвращение суммы потребителю за дополнительные услуги.

Возвращение суммы потребителю за дополнительные услуги.

Ответственность может нести исключительно административный характер, поскольку уголовное наказание в таких случаях законом не предусмотрено. Но есть сделки страхового или финансового характера, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление доверием клиента или причинение ущерба обманным путем.

Чаще всего навязанные услуги предлагают клиентам банков и страховых компаний. К каждому визиту по этой причине нужно готовиться, также не стоит бояться задавать вопросы и отказываться от того, за что платить не планировали.



Оцените статью